Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня в СМИ распространяется информация о том, что количество используемых россиянами банковских карт во втором квартале 2020 года снизилось на 4,5 млн штук, согласно данным Банка России. Это рекордное за последние несколько лет сокращение банковских карт, находящихся в использовании, сообщают СМИ.
Предлагаем вам позицию ВТБ по данному вопросу. Будем признательны, если сможете использовать ее как комментарий к уже вышедшим статьям, или выпустить отдельной новостью. Спасибо!
Спикер — Алексей Киричек, вице-президент, директор департамента эквайринга ВТБ:
Изменения объемов эмиссии и количества операций по картам во 2 квартале 2020 года, по нашим оценкам, никак не могут быть признаками устойчивых трендов. Скорее, стоит говорить о влиянии массы факторов пандемии: закрытые отделения банков, неработающие магазины, приостановка деятельности сферы услуг.
В целом наблюдалось масштабное сокращение точек использования карт, что закономерно привело к снижению количества POS-операций. В условиях закрытых отделений и невозможности выдавать перевыпускаемые по сроку зарплатные карты на предприятиях банки продляли сроки их использования. Но эмитрировать карты новым клиентам, разумеется, в это период было сложно. Это сказалось на сегменте кредитных карт, карт с лояльностью, замедлило переток зарплатных проектов и т.д.
Сама статистика ЦБ показывает устойчивый прирост эмиссии в последние годы. Так, на конец первого квартала в обращении находились 288 млн карт, то есть в среднем 2 карты у каждого россиянина вне зависимости от возраста. Этот показатель растет в среднем на 3-5 млн штук в квартал, что никак не может говорить о падении интереса к картам.
Если же говорить о платежах по картам, то мы видим уже практически полное восстановление оборотов в сегментах, которые затронула пандемия. Уже в июле впервые после марта мы зафиксировали прирост объема операций год к году (результаты июля превысили мартовские на 5%). А сегментам интернет-торговли, доставки и т.д пандемия даже помогла. В период ограничений и отсутствии альтернатив они получили сотни тысяч новых пользователей. В результате, уже в июле показатели марта в e-comm были «перекрыты» на четверть.