По результатам опроса, проведенного РГС Банком, половина российских автовладельцев пользуются платными трассами всего насколько раз в год и готовы увеличить этот показатель при условии, что стоимость разового проезда составит не более 100 рублей.
Сегодня только 11% автовладельцев пользуются платными трассами ежедневно. Еще 8% – несколько раз в неделю, 7% – несколько раз в месяц, 27% – один раз в месяц, а большая часть (47%) россиян «за рулем» пользуются платными дорогами всего несколько раз в год.
Интересно, что чаще всего платными трассами ежедневно пользуются уфимцы (17%) по сравнению всего лишь с 9% москвичей. Привычно пользование платными дорогами для жителей Новосибирска, Казани, Омска и Самары – по 11% опрошенных данных городов используют платные трассы несколько раз в неделю. Реже всех пользуются платным проездом жители Ростова-на-Дону – 63% респондентов выбрали ответ «несколько раз в год».
На сегодняшний день большинству автомобилистов в принципе не нравится качество российских дорог (47%). Это один из самых популярных ответов среди опрошенных. Помимо этого, водители недовольны большим количеством камер фиксации нарушений (32%), пробками и светофорами (28%), отсутствием грамотных развязок (23%) и скоростными ограничениями (13%).
Столичных автомобилистов обычно раздражают пробки и светофоры, скоростной режим и трудности с навигацией из-за сложных транспортных развязок. В Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Самаре чаще остальных жалуются на неровное дорожное покрытие, а в Красноярске – на обилие камер фиксации нарушений ПДД.
По этим причинам россияне готовы чаще ездить по платным дорогам при условии, что стоимость проезда будет ниже (51%), если таким образом удастся избежать пробок (31%) и качество дорожного покрытия будет лучше (27%). Для 23% приоритетом является безопасность движения, а для 18% – более высокий скоростной лимит.
В платных трассах заинтересованы москвичи при отсутствии пробок и езде с более высокой скоростью – 42% и 28% соответственно. Готовность выбрать платные маршруты при улучшении качества дорожного покрытия чаще выражали водители Самары (38%), при снижении стоимости проезда – в Новосибирске и Уфе (по 56%), при повышении безопасности на трассе – в Ростове-на-Дону (37%).
Важно отметить, что стоимость проезда по платным трассам является решающим критерием для автомобилистов при выборе маршрута. Больше половины российских автомобилистов (51%) готовы потратить на разовый проезд по платной трассе не более 100 рублей, до 500 рублей – 19%, до 1000 рублей – 6%. При этом до 1500 и выше готовы потратить 20% и 4% соответственно при условии, что такая поездка будет комфортнее, чем по обычным дорогам.
При этом пожелание сделать проезд дешевле чаще всего выражают жители южных городов – Ростова-на-Дону (63%) и Краснодара (60%), а менее экономными оказались водители Казани и Екатеринбурга, которые чаще, чем в других регионах, готовы платить за быструю езду по ровным дорогам более 1,5 тыс. рублей – по 7% из всех опрошенных в каждом городе.
«В ближайшие несколько лет правительство России планирует реализовать амбициозные планы по расширению количества платных трасс. С одной стороны, это позволит улучшить транспортное сообщение между городами, с другой, как показывает опрос, водители все-таки обеспокоены стоимостью проезда, что может стать сдерживающим фактором для роста спроса на использование платных дорог, — отметила Марина Дембицкая, член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка. — Именно поэтому, разрабатывая финансовые решения для клиентов-автомобилистов, мы стараемся создавать не только простые, но и выгодные продукты. Так, держатели Дорожной карты РГС Банка могут получить повышенный кэшбэк до 7% за повседневные траты по карте в рамках категории «Авто», в том числе за проезд по платным трассам».
*В исследовании приняли участие 1507 респондентов в возрасте 18+, география исследования – города России с населением 100 000+, метод сбора данных – анкеты на самозаполнение, онлайн-опрос, данные – июль 2020 года.