В II квартале 2020 года усилилось влияние пандемии коронавируса и сопутствующих ограничительных мер на платежный баланс. Выручка от нефтегазового экспорта сократилась за счет падения как цен, так и физических объемов на фоне уменьшения внешнего спроса в условиях рецессии в мировой экономике, а также в связи со значительным снижением добычи в России в рамках договоренностей ОПЕК+, отмечается в ежеквартальном выпуске информационно-аналитического комментария «Платежный баланс России»1.
Сокращение экспорта частично компенсировалось сжатием импорта и уменьшением дефицита баланса прочих компонентов текущего счета. Импорт товаров снизился из-за уменьшения внутреннего спроса в условиях пандемии и ограничительных мер, а также из-за ослабления рубля. Импорт услуг по статье «Поездки» почти прекратился вследствие закрытия международного пассажирского сообщения.
В условиях спада в мировой экономике и неприятия инвесторами риска уменьшилось чистое привлечение иностранного капитала прочими секторами, обязательства банков продолжили сокращаться темпом несколько выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Продажи иностранной валюты в рамках бюджетного правила приводили к снижению резервных активов. Однако общий уровень международных резервов по итогам квартала вырос, поскольку положительная переоценка, в основном благодаря росту мировых цен на золото, компенсировала снижение за счет операций, отраженных в платежном балансе.
1 В комментарии о платежном балансе указаны предварительная оценка его показателей в II квартале 2020 года и фактические данные о международных резервах.