Тинькофф Бизнес исследовал уровень падения оборотов малого и среднего бизнеса за 3 недели самоизоляции в России и выяснил, какие сферы предпринимательства пострадали больше всего, а какие, наоборот, увеличили выручку на фоне кризиса.
В Москве и Московской области падение было более драматичным, чем в регионах — оборот первой недели самоизоляции снизился на 60%, а на второй неделе упал еще на 26%.
- Пассажирские перевозки, в т. ч. такси. Падение оборотов в сегменте пассажирских перевозок составило 48%. Заметное падение произошло на первой нерабочей неделе (51%), на второй неделе зафиксирован небольшой прирост (+10%).
- Розничная торговля электроникой. Общее падение составило 41%. На второй неделе был зафиксирован небольшой прирост на 7%, который продолжился и на третьей неделе. В этом сегменте во второй половине марта еженедельный оборот увеличился на 15–20%. В период массового перехода на удаленную работу и экономической неопределенности вырос спрос на компьютерную и бытовую технику.
- Ремонт и продажа автомобилей. Обороты в среднем упали на 34%, но на второй и третьей неделях отрасль сумела немного оживиться и отыграла треть падения первой недели.
Топ-10 сфер бизнеса в плюсе или с минимальными потерями за время самоизоляции
- Грузовые автоперевозки. Этот сегмент чувствует себя лучше всех на фоне падения деловой активности — обороты по итогам трех недель выросли на 9%.
- Образовательные услуги, в т. ч. профессиональное онлайн и офлайн образование. Обороты в этом сегменте продемонстрировали незначительный прирост на 4%. На первой неделе обороты снизились на 14%, но уже на второй неделе начали активно расти, когда оказавшиеся в самоизоляции люди начали приобретать курсы.
- E-commerce. Обороты в онлайн-торговле выросли за три недели на 2%. В первую неделю они упали на 12%, но на уже на второй неделе вернулись на обычный уровень, а на третьей неделе полностью отыграли падение и вышли в небольшой плюс.
- Розничная торговля продуктами. Этот сегмент вырос на 2%. На первой нерабочей неделе падение оборотов в супермаркетах и магазинах у дома было более заметным и составило 6% к обычному показателю. На второй неделе общее падение составило 11%. Однако третья неделя отыграла падение предыдущих недель.
- Дополнительное образование (спортивные тренировки, в т. ч. онлайн, языковые тренинги и курсы, искусствоведческие курсы и т. д.). В этом сегменте обороты снизились незначительно — всего на 3%. На первой неделе самоизоляции обороты выросли на 5%, но на второй неделе упали на 14% к обычным значениям и на 10% к первой неделе изоляции. Это связано с повышенным интересом к дистанционному обучению в первую неделю: клиенты более активно покупали курсы преимущественно в самом начале самоизоляции.
- Оптовая торговля продуктами. Общее падение оборотов в сегменте составляет 4%. Ситуация в марте и первой половине апреля зеркально отражает ситуацию в рознице: сначала прирост на закупки в конце марта, далее падение в апреле — на 8% на первой неделе и на 11% на второй. На третьей же неделе также был зафиксирован прирост, как в рознице.
- IT-услуги и разработка программного обеспечения. Здесь обороты снизились всего на 6%. На первой неделе падение составило 6%, на второй произошел небольшой рост на 1% относительно обычных значений. Но на третьей неделе сектор опять начал сокращаться.
- Обслуживание и хранение транспорта, складирование. Обороты компаний в этом сегменте снизились на 9%. На второй и третьей неделе обороты росли и в итоге частично скорректировали общую негативную динамику.
- Телекоммуникации, связь, издательства. Обороты в первую нерабочую неделю снизились на 14%, на второй неделе апреля незначительно подросли, но на третьей неделе падение в сегменте продолжилось.
- Консалтинговые услуги (HR, бухгалтерия, юридические услуги). Обороты в апреле по сравнению с февралем и мартом снизились на 16%. Вторая неделя апреля показала небольшой рост по сравнению с первой рабочей неделей, но в целом стабильность в сегменте сохраняется на протяжении последних двух недель.
Федор Бухаров, Вице-президент Тинькофф, директор Тинькофф Бизнеса:
«Ограничительные меры в стране оказались очень болезненными для малого и среднего бизнеса — обороты за три недели снизились более, чем на 20%. Но динамика показывает, что малый и средний бизнес в некоторой степени смог адаптироваться к новым условиям, и кое-где мы увидели прирост оборотов уже на второй и третьей неделях самоизоляции.
Мы видим, что нашим клиентам сейчас приходится трудно, и мы помогаем им разными способами: предлагаем кредитные каникулы, переход на тарифы без оплаты, снижаем тарифы на эквайринг, помогаем находить новые каналы продаж, выходить в онлайн и зарабатывать там».