"Париж" и его обитатели: как преобразится старейший микрорайон России

Новости ДОМ.РФ

Морозовский городок в Твери — он же Двор Пролетарки — это один из старейших микрорайонов России, образец комфортного городского пространства, как его понимали на рубеже XIX–XX веков. Некогда процветавший район последние лет тридцать переживает не лучшие времена и постепенно приходит в упадок, несмотря на свою выдающуюся архитектуру и изначально заложенный баланс между производственными, жилыми и социальными функциями. В октябре в Твери побывала делегация институтов развития, а КБ "Стрелка" разработало новый подход к развитию территории. Как микрорайон некогда крупнейшего текстильного производства превратился в гетто и каковы его шансы на новую жизнь, разбирался корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС.

Город в городе

У троллейбусной остановки "Пролетарка" расположен стенд с описанием туристической достопримечательности Твери — Морозовского городка. Чуть дальше виднеются мощные, крепкие здания из красного кирпича. Это и есть памятник архитектуры — знаменитые казармы, 61 постройка. Памятник и в то же время настоящая головная боль обитателей казарм и местных властей.

Появление микрорайона — заслуга промышленников-старообрядцев Морозовых, которые в начале XX века входили в пятерку богатейших предпринимателей России в рейтинге журнала "Форбс". В 1858 году в Твери купцы Шибаев, Матюшин и Брызгалин основали текстильное производство. В 1859 году членом "Товарищества Тверской мануфактуры" стал основатель династии Морозовых Савва Васильевич, и уже к середине 1860-х годов предприниматели фактически стали владельцами фабрики.

В 1870-е внук Саввы Морозова Абрам унаследовал фабрику и расширил предприятие. В то же время его жена Варвара Морозова занималась созданием того, что сейчас называется социальной инфраструктурой: при ней на территории современного Морозовского городка возвели первый в Твери родильный дом (он сохранил свою функцию до сих пор), приют, ясли, ремесленное училище, библиотеку. При сыне Абрама и Варвары Морозовых Иване фабрика обросла жилыми казармами и общественными зданиями.

"В 1883 году были вложены огромные деньги, которые исчислялись миллионом и сотнями тысяч рублей. Там было гигантское строительство всех этих домов, с основательностью, которая свойственна староверам", — рассказывает штатный заместитель председателя Тверского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Смирнова.

Предприятие развивалось, а Морозовы, судя по всему, действительно заботились о том, чтобы рабочие жили в достойных условиях и могли учиться. Исследователь Морозовского городка Дмитрий Груздков (он сейчас готовит книгу об истории этого места и дважды в год проводит бесплатные экскурсии по казармам) рассказывает: в конце XIX — начале XX века в Твери появился один из первых в России рабочих микрорайонов, он же оказался наиболее удачным из всех последующих.

"Это место, где было компактно собрано все: жилые постройки, различные социальные учреждения и само производство. Был такой опыт и на других фабриках — например, на Прохоровской, Раменской, Даниловской мануфактурах, морозовских мануфактурах в других городах. Но оптимальный вариант получился здесь, в Твери, потому что если мы посмотрим на другие предприятия подобного рода, то там все было достаточно разрозненно. А здесь, поскольку фабрика находилась за городом и места было достаточно, все построено было компактно", — рассказывает Груздков.

Морозовы поддерживали большевиков (Савва Тимофеевич Морозов даже финансировал издание газеты "Искра"), что, правда, не помешало коммунистам, придя к власти, национализировать Тверскую мануфактуру, которая позднее превратилась в "Тверскую пролетарскую мануфактуру".

Производство просуществовало весь XX век, а с его закрытием ближе к концу столетия начал приходить в упадок пролетарский городок.

"С 1942 года и до 1990-х годов фабрика существовала как комбинат. Когда я разговаривал с рабочими, устроившимися сюда в перестроечное время, они отмечали, что условия были самые благоприятные, вплоть до того, что на лестницах лежали ковровые дорожки. А в 1990-е предприятие стало увядать и в 2005 году было формально ликвидировано. Весь комплекс был переведен в муниципальную собственность, что-то было приватизировано, но бюджет города Твери достаточно скудный, не говоря уже о бюджете самих жителей, которые приватизировали жилье. Так что проводить ремонт было достаточно сложно, поэтому это просто забросили", — рассказывает Груздков.

С тех пор решить проблему Морозовского городка и его обитателей пыталось не одно поколение тверских чиновников. Но найти средства на реставрацию уникальных зданий оказалось практически непосильной задачей.

Удачливые "парижане" и ужасы городка

Казарма №70, известная как "Париж", пожалуй, самое знаменитое здание на территории городка. Изначально она именовалась домом Варвары Морозовой, но потом обрела новое название — после выставки в столице Франции, где комплекс Тверской мануфактуры был признан лучшим рабочим городком.

Это был первый пятиэтажный жилой дом в Твери, свою функцию он сохраняет и сейчас. Более того, он существенно отличается от всего остального жилья в микрорайоне. Здесь отремонтирован подъезд с историческими лестницами, квартиры теплые и просторные. Их цена достигает в среднем 46 тыс. рублей за квадратный метр, что для Твери весьма неплохо.

"Это единственный дом, который из казарм превратили в нормальные жилые квартиры со всеми удобствами", — рассказывает жительница "Парижа" Светлана Авдеева.

А для того чтобы понять, как в микрорайоне живет большинство, нужно зайти в другие казармы. Общие санузлы и кухни, в которые страшно заглянуть, отваливающаяся штукатурка, стойкий запах плесени, затхлости и безысходности — примерно так в нескольких словах можно описать быт потомков рабочих знаменитой фабрики.

За десятилетия без нормального ремонта здания стали непригодными для проживания. Все это время жильцам неоднократно обещали скорый переезд в благоустроенные дома, потому своими силами люди делали только поддерживающий косметический ремонт, которого, впрочем, оказывалось недостаточно.

Так, в Твери существовала программа "Двор Пролетарки", рассчитанная на 2005–2011 годы. Ее целью было "строительство муниципального 9-этажного общежития квартирного типа на 580 мест, расселение граждан из жилых домов Двора Пролетарки, изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию жилых домов Двора Пролетарки". Как следует из паспорта программы, общий объем финансирования превысил 174 млн рублей. Но в итоге, как писали местные СМИ, вместо жильцов казарм в общежитии получили места бюджетники.

Такое подвешенное состояние комплекса и его обитателей привело к тому, что некогда процветавший рабочий микрорайон превратился в гетто, где все время что-то происходит. В одной из казарм в начале ноября произошел пожар: загорелась часть общего коридора, пострадали несколько квартир. Жильцы не исключают, что это был поджог.

Развитие с ограниченными возможностями

Одним из основных факторов, который на протяжении десятилетий сдерживает развитие Морозовского городка, стал особый статус территории. Именно из-за него жильцов казарм нельзя, например, переселить в нормальные условия по стандартным программам расселения аварийного фонда.

По словам Александры Смирновой из ВООПИиК, на территории микрорайона есть объекты культурного наследия местного, регионального и федерального значения. Все дело в особой фабричной архитектуре, которая мало где сохранилась в таком количестве. Особый статус с охранными обязательствами означает, что в Морозовском городке нельзя, грубо говоря, ни ломать, ни строить. А реставрацию нужно вести очень бережно.

"Реставрация таких объектов обычно обходится в четыре раза дороже, чем строительство обыкновенного жилья <…>. Это очень сложная задача. Ужасно жалко эти здания. У Морозовых, когда это все строилось, был свой кирпичный завод в Мигалове специальный. Тут, чтобы восстановить такой объем, нужно огромное количество реставрационного кирпича. Я предложила сделать специальное производство, но тут глин уже таких нет, хотя есть во Ржеве. Плюс нет реставраторов, их надо воспитывать", — говорит Смирнова.

Кроме того, по ее словам, ревитализация такого района, если опираться на опыт европейских стран, может длиться десятилетия.

Однако, несмотря на такие сложные условия, даже сейчас на территории городка есть успешные примеры приспособления зданий мануфактуры под современные нужды, рассказывают в свою очередь в министерстве экономического развития Тверской области.

"Есть установка приглашать для работы тверских архитекторов, которые уже продемонстрировали свой профессионализм. Например, в Морозовском городке есть хороший образец использования исторических зданий, это Пожарное депо, которое превращено в современное здание, автором концепции реставрации которого является наш тверской архитектор", — поясняют в ведомстве.

Речь идет о проекте тверского архитектора Никиты Маликова, который в этом году стал слушателем всероссийской образовательной программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ. Маликов занимался реновацией депо в 2015–2016 годах по заказу собственника здания. По словам архитектора, здание, построенное в 1901 году, сильно пострадало в годы войны, а позднее было восстановлено и надстроено. Бывшее депо использовалось как производственный цех и склад.

Еще одним удачным примером реновации в Морозовском городке считается проект бизнес-центра в прядильно-ткацком корпусе 1850-1860-х годов. Реновация прошла несколько лет назад, в здании сохранили старинные элементы, включая парадную лестницу середины XIX века. Сейчас бывший цех — это офисное здание общей площадью 22 тыс. кв. метров, помещения сдаются в аренду.

Чтобы провести масштабную реновацию, нужно будет учесть несколько важных факторов, рассказывает архитектор Никита Маликов. В частности, организовать максимально открытое обсуждение проекта развития территории, поскольку Морозовский городок имеет важное значение для жителей Твери и вызывает очень большой интерес. Об этом, например, говорит тот факт, что последняя бесплатная экскурсия Дмитрия Груздкова собрала более 200 человек. Помимо этого, необходимо определиться с функционалом зданий и понять, кто и по каким ставкам сможет арендовать помещения.

"Реновация казарм — это большие деньги, и если ее произвести, какие там будут арендные ставки? В Твери очень много зданий и помещений с адекватными и даже очень низкими арендными ставками, это нужно учитывать", — считает Маликов.

Помимо этого, по его словам, сложно предугадать, какие именно сферы будут активно развиваться в долгосрочной и перспективе и, соответственно, кого именно нужно будет привлекать в новое пространство.

Модно, стильно, молодежно

В 2019 году Тверь дважды посещали представители институтов развития во главе с председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым, последний раз — в начале октября. На встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей шла речь о развитии территории Морозовского городка. По словам генерального директора фонда "ДОМ.РФ" Дениса Филиппова, пространство детально изучили эксперты КБ "Стрелка": они провели комплексное обследование территории, социокультурный и пространственный анализ, оценили потенциал площадки, а также обобщили мировой опыт редевелопмента аналогичных пространств.

Как пояснили в КБ "Стрелка", эксперты видят три приоритетных направления развития Морозовского городка, которые будут учтены в общей концепции, ориентированной на сохранение функционального разнообразия территории и привлечение молодежи. А в основном от "переделки" ожидают появления нового пространства, востребованного как у местных жителей, так и у туристов.

"Сегодня мы работаем над тремя направлениями развития территории. «Столичный город» — активная и насыщенная городская среда, включающая множество разнообразных точек притяжения. «Студенческий город» — среда, отвечающая потребностям и запросам молодежи. «Тихий город» — тихая и спокойная городская среда с малоэтажной жилой застройкой, парками и прогулочными зонами. Три перечисленных направления являются составляющими концепции «города в городе», предполагающей сохранение и усиление функционального разнообразия, существующего сегодня в Морозовском городке", — уточняют в КБ "Стрелка".

Сейчас эксперты определяют оптимальное соотношение жилых, общественных, коммерческих пространств на основе интервью с жителями, экспертами и анализа существующего рынка недвижимости в Твери.

Что есть в распоряжении экспертов сегодня? Запущенная за несколько десятков лет территория, которая раньше была пригородом, а сейчас вплотную прилегает к центру Твери, при этом не имея полноценных транспортных связей с ним.

"Для успешного перезапуска территории на первых этапах будет необходимо провести качественное благоустройство, связать территорию с прилегающими районами, повысить доступность общественного транспорта", — уточняют в КБ "Стрелка", добавляя, что при работе с казармами будет учитываться их охранный статус и связанные с этим ограничения.

По оценкам специалистов и с учетом мирового опыта, ревитализация Морозовского городка займет не менее 10 лет.

От теории к практике

Найти достаточный объем финансирования для преображения исторической территории областное правительство намерено у инвесторов, сообщают в министерстве экономического развития Тверской области.

"Проект планируется реализовать на средства инвесторов, в рамках которого для обустройства инфраструктуры могут быть задействованы ресурсы инвестиционных программ нашего города", — уточняют в министерстве и отмечают, что этот вопрос обсуждался на встрече с Игорем Шуваловым.

Однако до того, как начнется собственно развитие территории Морозовского городка, предполагается переселить его жителей в более комфортабельные квартиры.

"На данные цели в 2021 году уже заложено порядка 860 млн рублей из регионального бюджета <…>. Переселение запланировано на 2021–2022 годы, именно к этому времени планируется построить новый дом. Сейчас ведется поиск участка, расположение которого обсуждается с жителями. Губернатором Игорем Руденей принято решение о переселении в рамках санитарных норм, а это значит, что люди смогут получить жилье достойного уровня, даже несмотря на изначально ограниченные метражом условия", — уточняют планы по переселению в министерстве. В ведомстве также добавляют, что новый дом будет обеспечен социальной и транспортной инфраструктурой.

Освобожденные казармы планируется перевести в нежилой фонд и передать в городскую или муниципальную собственность, рассказывают в министерстве экономического развития. Затем на льготных условиях объекты предоставят инвестору, который займется редевелопментом. Ожидается, что концепция, документация (в том числе на реставрацию зданий) и финансовая модель будут разработаны в 2020 году.

Читать на сайте банка: ДОМ.РФ

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях