В ноябре этого года Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» представили первый индекс качества городской среды, куда вошли данные о 1,114 российских городах. Пилотная часть этого масштабного проекта, куда были включены 90 городов, анонсировалась еще два года назад. «Ъ» разбирался, как индекс позволит улучшить городскую среду и станет ли он руководством к действию для местных властей.
Как рассчитывался индекс При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.
При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.
Представленный в ноябре индекс качеств городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев. — Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».
Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.
Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.
При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).
По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.
Зачем улучшать городскую среду в мире
Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.
Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития. И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.
В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам. Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов. В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.
Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.
Зачем это надо России
В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.
Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%. Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.
Почему все города похожи друг на друга
77% существующего жилого фонда создано в советское и постсоветское время, построено по нормативам, принятым в период другой экономики. Действующие нормы постоянно актуализируются в той или иной части, но этого недостаточно для серьезного изменения облика наших городов. В результате в российских городах создается застройка, не обеспечивающая комфортность и безопасность горожан, что не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Более того, хаотичная застройка разрывает существующую ткань городов.
Формирование комфортной городской среды сегодня – приоритетная задача, обозначенная на федеральном уровне. Результатом трехлетней работы Минстроя России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в этом направлении стал Стандарт комплексного развития территорий. Стандарт одобрен проектным комитетом по нацпроекту и готовится к утверждению на федеральном уровне.
Проектирование жилых территорий по принципам Стандарта призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с сомасштабной человеку застройкой, комфортным жильем и высокой транспортной и пешеходной доступностью. Стандарт помогает адаптировать градостроительные решения под различные целевые модели среды, что особенно актуально для российских городов с зачастую смешанными типами застройки. Стандарт предусматривает комплекс инструментов развития городских территорий, который охватывает документы всех уровней: стратегия пространственного развития города, объемно-пространственный регламент, дизайн-код.
Пилотные проекты применения Стандарта уже разработаны для Владивостока, Саратова, Калининграда, Иваново, Сергиева Посада и Свободного, Южно-Сахалинска, в разработке находятся проекты для Магадана, Кисловодска, Великого Новгорода и Геленджика. Реализация вышеупомянутых пилотных проектов, разработанных на основе Стандарта, возможна уже сегодня. Например, в Саратове, Иваново и Калининграде утверждены разработанные для этих городов правила размещения вывесок и навигации (дизайн-коды). Во Владивостоке принято постановление администрации города о разработке документации по планировке территории на основе мастер-плана острова Русский.
Кроме стратегических и регуляторных документов стандарт определяет правила разработки отдельных проектных решений для городских территорий, в том числе дизайн-проектов благоустройства общественных пространств. С 2017 года ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка» при активном участии жителей и профессионального сообщества, а также с привлечением местных архитектурных бюро разработаны дизайн-проекты благоустройства территорий в 46 городах по всей России общей площадью более 1500 га.
Сегодняшнее поколение уже предъявляет другие требования к дому и среде, в которой оно живет. Оно более мобильно, оно предпочитает быстро получить все сервисы и услуги в шаговой доступности от дома или работы. Экономика совместного потребления формирует запрос на новые типы пространств и устойчивые планировочные решения.
Для формирования пула градостроителей новой формации КБ «Стрелка» запустила обучающий курс АРХИТЕКТОРЫ.РФ. Стратегический партнер курса – ДОМ.РФ. Программу поддерживают правительство РФ и Минстрой России. Его участники изучают современные тренды в области архитектуры и урбанистики и стараются применять на практике актуальные инструменты улучшения городской среды.
Советник главы Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский — выпускник программы «Архитекторы.РФ». По его словам, образовательная программа помогает ему полученные навыки применять в повседневной жизни. «Кроме того, — продолжает он, — для нас важным подспорьем является индекс качества городской среды. Один из важных моментов — корреляция результатов мониторинга с такими ключевыми проблемами территориального развития как внутрирегиональная и межрегиональная миграция населения. Как правило, направления этой миграции совпадают с направлениями от менее комфортных к более комфортным для проживания городам, и индекс это наглядно показывает».
Более успешные и амбициозные жители малых городов Республики стремятся переехать с столицу региона — Ижевск, индекс качества городской среды которого выше, рассказывает Вячеслав Правдзинский: «Сам же Ижевск сегодня точно так же конкурирует за жителей, но уже с более крупными городами —Казанью, Пермью, Москвой и Санкт-Петербургом». Поэтому, продолжает он, для удмуртской столицы индекс качества городской среды важен как инструмент мониторинга.
Развитие городской среды, повышение ее качества — тема, которая актуальна сегодня для всех городов нашей страны именно в контексте наведения порядка и попытки найти баланс интересов. Город – это сложная система, балансирующая между запросами жителей на комфорт и безопасность среды, потребностями бизнеса в ресурсе для реализации своих проектов и стремлением власти иметь эффективные инструменты регулирования.