Эксперты Росбанка и Impact Hub Moscow назвали критерии успешного социального предприятия. Ими стали самоокупаемость, производство качественного конкурентоспособного продукта и существование на рынке более двух лет. А недостаточный анализ целевой аудитории, зависимость от “грантов” и ограниченные рынки сбыта оказались главными ошибками на пути к финансовой устойчивости социального бизнеса.
Такие выводы содержатся в обзоре, подготовленном Росбанком совместно с Impact Hub Moscow в рамках всероссийской конкурсной программы для социальных предпринимателей “НАЧНИ ИНАЧЕ”. Обзор был составлен с целью расширить представление социальных предпринимателей из сферы инклюзии о возможных моделях монетизации проектов и достижения финансовой устойчивости. Одна его часть основана на изучении примеров успешных инклюзивных бизнесов в России, а другая – на анализе опыта участников программы.
Авторы исследования рекомендуют начинающим социальным предпринимателям для достижения успеха, помимо прочего, работать с новыми клиентскими сегментами, ограничивать количество благополучателей, обращать особое внимание на PR и предлагать клиентам опциональные услуги в дополнение к основному товару. Данные шаги помогут выстроить успешную стратегию на пути к финансовой устойчивости социального предприятия.
«В процессе подготовки исследования мы опросили 30 экспертов по социальному бизнесу, каждый из которых поделился своим взглядом на то, как создать успешное социальное предприятие. Мы надеемся, что информация, содержащаяся в обзоре, поможет предпринимателям выстроить устойчивый бизнес, который будет не только помогать людям, но и приносить стабильный доход. Росбанк как социально ответственный институт прикладывает много усилий для того, чтобы облегчить жизнь людям с инвалидностью, и развитие социального предпринимательства – еще один шаг в данном направлении», – отметила Елена Кожадей, директор департамента коммуникаций и рекламы Росбанка.
«Данный обзор – это своеобразный учебник с подборкой эффективных практик и проверенных стратегий по достижению финансовой устойчивости для социальных предпринимателей. Его цель – доступно передать опыт успешных предпринимателей – начинающим. Обзор может быть использован как руководство для инвесторов. Вместе с экспертами мы выявили 7 критериев успешного социального предприятия, которые будут полезны при оценке стартапов», – прокомментировала соучредитель и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.
В Росбанке также прошла публичная дискуссия «Инклюзия без иллюзий: социальный бизнес на пути к финансовой устойчивости», участники которой обсудили, среди прочего, основы финансовой устойчивости социального бизнеса в сфере инклюзии, а также возможности и перспективы по итогам принятия закона о социальном предпринимательстве. Дискуссия дала старт программе обучения для 12 финалистов «НАЧНИ ИНАЧЕ», которые в течение 10 недель будут работать с экспертами Росбанка по пяти образовательным блокам: социальный вклад бизнеса, финансы, развитие продукта, продажи и продвижение.