В Великом Новгороде завершился форум «Среда для жизни». Интервью с Йенсом Крамером Миккельсеном, бывшим мэром Копенгагена

Новости ДОМ.РФ

Д. Назарова

? В Великом Новгороде завершился форум «Среда для жизни», организованный «ДОМ.РФ при поддержке Правительства России и Минстроя России. На его полях мы поговорили с Йенсом Крамером Миккельсеном, бывшим мэром Копенгагена.
Почему в Копенгагене все так дорого, включая цены на жилье? Строятся ли в городе бюджетные варианты жилья — кондоминимумы, студенческое жилье и.т.д? Кто получает преференции на покупку и аренду жилья?

Й. Миккельсен

? Очень хороший вопрос. Уровень цен в Копенгагене, на самом деле, результат успеха жителей в последние 10-15-20 лет. Поэтому выросли цены. Сейчас в Копенгагене строят бюджетное жилье: город может потребовать до четверти жилых домов во вновь застраиваемых районах. 25% квартир — это социальное или ведомственное жилье.

Д. Назарова

? В каких районах?

Й. Миккельсен

? В любых, даже в очень дорогой северной части гавани или в районе старой пивоварни Карлсберг. Так что городской совет может решить, что до 25% жилья должно быть отведено под социальное жилье, а не только высококлассные частные квартиры. Очень многое было сделано для студенческого жилья, в его строительство активно инвестируют как компании, специализирующиеся на социальном жилье, так и частный сектор. Копенгаген — действительно дорогой город, поэтому одна из сложнейших задач для города — устойчивое развитие и разработка мер, обеспечивающих учет интересов всех слоев населения и доступность жилья, так чтобы город был не только для обеспеченных, но и для тех, у кого зарплата ниже среднего уровня. Это проблема не только Копенгагена, но и многих других крупных городов. Социальное жилье, жилье для молодых, а также дома и квартиры для престарелых, если они захотят жить в квартирах меньшего размера, но более современных и удобных. Это самое главное.

Д. Назарова

? Туннель Мальме-Копенгаген (Oresundsbroen) заметно улучшил не только транспортное сообщение, но и экономическое взаимодействие между двумя странами. Есть ли у города другие амбициозные транспортные проекты? Как вообще изменилась транспортная ситуация в городе за время вашего руководства и сегодня?

Й. Миккельсен

? Я упомянул две проблемы — устойчивое развитие и доступность. Я думаю, инфраструктура также крайне важна для развития города. Метро изменило Копенгаген, изменило наш образ мышления.
Одна из крупнейших инфраструктурных инвестиций, преобразивших в последние 30 лет Копенгаген и часть Швеции — Эресуннский мост, который соединил Копенгаген и Мальмё. Этот проект превратил наш город в так называемый «Большой Копенгаген», потому что на его территории находится огромный международный аэропорт, а также потому что множество людей работает в Копенгагене и живет в Мальмё, что дешевле. Можно сказать, что мост между Копенгагеном и Мальмё — средство сообщения не только международного, но и местного значения, поскольку он объединяет два города в один.
Мост — главная причина, по которой мы смогли освоить участок площадью около 3 кв. км возле аэропорта. В этом районе расположена смешанная застройка: как жилые дома, так и офисные, административные здания, здание университета. Все это благодаря инвестициям в строительство моста. Мы также смогли привлечь деньги в строительство линии метро, которая соединила аэропорт и центр города. В этом важность вложений в инфраструктуру.
Что касается отличий между периодом, когда я занимал пост мэра, и до срока, вначале я был членом Городского совета. Копенгаген был очень успешным городом начиная с 30-х гг. и после Второй Мировой войны вплоть до середины 80-х гг., когда начало исчезать промышленное производство, а заводы демонтировали. Вырос уровень безработицы, и в городе начались серьезные финансовые проблемы. Я занял должность мэра в 89-м году, будучи еще очень молодым. Я думаю, что кризис конца 80-х-начала 90-х — как раз мой первый срок на посту — заставил Городской совет понять, что необходимо изменить направление развития. Из-за огромной безработицы и финансовых трудностей молодые люди уезжали из Копенгагена. Нужно было что-то делать. И мы создали, можно сказать, национальную программу комплексного развития. Не просто четкий план «как попасть из точки, А в точку Б», а более масштабную и гибкую программу «как попасть из точки, А в точку Б через точки В, Г, Д». В 90-е гг. множество наших планов застройки и проектов строительства жилья и метро осуществлялись компанией City&Port Development Corporation, которой владел город и Правительство. Позже я стал генеральным директором этой фирмы. В те времена это была государственная организация, действовавшая на коммерческой основе. И прибыль компании использовалась для финансирования строительства метро. То есть по сути застройка Гавани и Эрестада помогла заработать деньги на развитие метро.
Это заслуга многих людей, результат сотрудничества города и правительства, местной промышленности, строительных фирм и инвесторов. Все стороны знали, что они участвуют в проекте, призванном изменить ситуацию в Копенгагене, и все работали ради общего блага.

Д. Назарова

? В Москве — метро один из основных драйверов развития новых районов. В Копенгагене сейчас две линии и на днях откроется третья — кольцевая. Есть ли у города планы по расширению метро? Или наземного, водного и велотранспорта достаточно?

Й. Миккельсен

? Один из первых метрополитенов, который я увидел в молодости в России. Великолепные старые станции вдохновили меня. И для Копенгагена новые линии метро также служат основной движущей силой развития новых районов. Ведь если строить новые районы, не обеспечив их общественным транспортом, эффективным высококлассным метро, то жители будут вынуждены пользоваться личными автомобилями, а в итоге вы получите пробки и загрязнение. Для устойчивого развития выгоден общественный транспорт, особенно метро. Метро изменило Копенгаген, как и Москву. Я знаю, не всем в Москве нравятся новые станции, кто-то считает их футуристическими. Во всяком случае, они эффективны.
Сейчас ведется несколько новых проектов строительства метро. Так на 29 сентября назначено открытие 17 станций новой кольцевой линии метро. Будут присутствовать королевская семья, премьер-министр и другие важные гости. Эта линия подземная, а в целом метро проходит как по поверхности, так и в подземных туннелях в центре города. Кроме того, строятся еще две линии: одна — в северную часть Гавани, другая — в южную.
Поначалу, когда решение только принималось в середине 90-х гг., проект не был популярным. Но сейчас возражений нет, людям нравится. Город изменился благодаря метро: теперь из одного конца города в другой можно добраться за полчаса. Поездами управляет компьютер, поэтому интервал движения поездов можно сократить до 60 секунд. Сеть метро планируется расширять и дальше.

Д. Назарова

? Город в городе. Какое экономическое положение Христиании сегодня? Дотируется ли она из городского бюджета?

Й. Миккельсен

? Хороший вопрос. Христиания — старая военная база в городе. Если спросить датчан за пределами этого района, мнения будут различными: некоторые считают, что это замечательная идея, другие не очень довольны. Мне кажется, жителям Христиании удалось сократить объем продажи гашиша и других наркотиков, что было там в порядке вещей 10–15 лет назад. На мой взгляд, это отличное место, Христиания стала одним из крупнейших туристических объектов в Копенгагене. Многие туристы посещают и обсуждают ее. Она становится неотъемлемой частью города, пусть и немного особенной.
Конечно, этот район все равно зависит от города: дети ходят в детские сады, люди пользуются больницами Копенгагена. С экономической точки зрения Христиания — часть Копенгагена, но жители могут принимать независимые решения о дальнейшем развитии и застройке района.

Д. Назарова

? Содержание королевской семьи. Как формируется бюджет на содержание монархии и сколько уходит в год? Участвует ли Копенгаген в финансировании?

Й. Миккельсен

? Это вопрос решается на национальном уровне. Копенгаген не участвует в финансировании королевской семьи. Сегодня я активно выступаю в поддержку королевской семьи. Я считаю, что они приносят благо Дании, сейчас они уже не играют такой большой роли, но монархия — часть нашей истории. Королева и ее сыновья чрезвычайно популярны. Если бы в стране прошел референдум на должность президента, то победила бы королева или один из принцев. Они ведут себя очень современно и очень мудро, не вмешиваются в политику. В молодости я не поддерживал монархию, но со временем изменил свои взгляды.
Я не знаю, во сколько обходится содержание королевской семьи, но думаю, что они стоят каждой кроны. Туристы со всех уголков мира приезжают посмотреть на королевский замок, что служит развитию туризма. Мало где можно встретить такую королевскую семью, она поддерживает исторические ценности и датские традиции. Я не думаю, что какая-то другая система была бы лучше для нас. Королева для нас — символ страны, а принцы передвигаются по городу на велосипедах и без охраны, сами отводят своих детей в школу.

Д. Назарова

? Эрестад — проект комплексной застройки территории. Как это реализовано в городе? Какие есть нормы по плотности застройки? Какая допускается этажность и высотность зданий? Какая часть должна быть отдана под зеленую зону?

Й. Миккельсен

? Эрестад — один из первых районов, прибыль от застройки которого использовалась для строительства метро. В итоге, метро было построено раньше жилых домов. Люди сначала не понимали, зачем строят метро там, где никто не живет. Но это было необходимо для обеспечения устойчивого развития города. Район освоили гораздо быстрее, чем предполагалось даже в самых оптимистичных прогнозах 20 лет назад. На сегодняшний день построено практически все запланированное жилье, рассчитанное на 30 тыс. жителей. К концу проекта в Эрестаде будет организовано 60–80 тыс. рабочих мест. Конечно, развитие никогда не прекращается. Наш город развивается со времен викингов и по сей день.
В целом, я считаю проект развития Эрестада очень успешным. Это многофункциональный район. Здесь есть не только жилые здания, он никогда не предполагался как спальный район. Данный проект родился в середине 80-х на фоне высокой безработицы, мы создавали его в основном с целью организовать как можно больше рабочих мест. Сегодня уровень безработицы в Копенгагене очень низкий, поэтому акцент в строительстве смещается на жилые дома, в результате жилья в Эрестаде становится больше, чем мы предполагали 20 лет назад.
В районе — высокая плотность застройки, а вокруг — огромные зеленые зоны. Но застройка низкоэтажная. Самые высокие здания достигают высоты около 70 м, так как рядом расположен аэропорт, и по правилам строить здания выше запрещено.

Д. Назарова

? Планируется ли строительство небоскребов?

Й. Миккельсен

? Нет, их мало где строят. В частности, в Эрестаде, но не выше 70 м. В городе есть несколько высоких зданий, но они не являются небоскребами в привычном смысле, они просто выше основной массы. Не думаю, что можно увеличить плотность застройки, не увеличив этажность, поэтому у нас плотность высокая только относительно других районов Копенгагена.


Фотографии с форума «Среда для жизни: города» вы можете посмотреть по ссылке.


Читать на сайте банка: ДОМ.РФ

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях