Банк России подготовил доклад для общественных консультаций, посвященный дальнейшему развитию макропруденциального инструментария в сфере розничного кредитования. Целью доклада является сбор мнений участников рынка (банков и других финансовых организаций) и иных заинтересованных лиц о предлагаемых Банком России инструментах прямого количественного ограничения в отдельных сегментах розничного кредитования.
В настоящее время Банк России в рамках макропруденциального регулирования применяет надбавки к коэффициентам риска, которые способствуют повышению устойчивости банковского сектора за счет формирования запаса капитала. В случае реализации стрессового сценария этот запас может быть направлен на покрытие убытков, а также на сохранение способности финансовых институтов продолжать кредитование экономики. При этом данные меры оказывают косвенный эффект и на динамику потребительского кредитования, делая его менее выгодным для банков.
В мировой практике макропруденциального регулирования, помимо требований к капиталу, применяются инструменты прямого количественного ограничения. Как правило, такие подходы предполагают либо установление прямого запрета на выдачу рискованных видов кредитов (займов), либо ограничение доли выдачи кредитов (займов) с определенными характеристиками в общем объеме выдач. Количественные ограничения могут быть установлены в зависимости от показателя долговой нагрузки заемщиков, соотношения справедливой стоимости предмета залога к сумме основного долга по ипотечным кредитам, срока, оставшегося до погашения кредита (займа), и иных критериев.
Исследования эффективности макропруденциальных инструментов показывают, что в целях эффективного ограничения системных рисков целесообразно использовать комплекс мер, включающий и капитальные меры, направленные на повышение устойчивости банков, и количественные ограничения, позволяющие напрямую управлять динамикой высокорискового кредитования.
В представленном докладе Банк России предлагает для обсуждения способы имплементации инструментов прямого количественного ограничения в существующую систему макропруденциального регулирования.