Реализовывать комплексные проекты жилой и общественно-деловой застройки могут поручить специализированному институту развития железнодорожных территорий.
В России предполагается создать акционерное общество, которое будет выполнять функции института развития железнодорожных территорий. Это предусмотрено поправками в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», которые подготовило Министерство транспорта РФ. Проект документа размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Его публичное обсуждение продлится до 23 августа.
Основанием для разработки законопроекта послужила Долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ в марте.
Согласно законопроекту, акционерами нового акционерного общества должны стать на паритетных началах ОАО «РЖД» и АО «ДОМ.РФ».
Этот новый специализированный субъект будет реализовывать комплексные проекты жилой и общественно-деловой застройки и развития городской среды с вовлечением земель железнодорожного транспорта. Также он будет создавать условия для модернизации железнодорожной и иной инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
На сегодняшний день инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД» и при этом является ограниченной в обороте, что не позволяет привлекать средства частных инвесторов в финансирование проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на приемлемых для бизнеса условиях, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
По данным Минтранса РФ, в настоящее время значительная часть территорий крупных городов, относящаяся к полосе отвода железнодорожного транспорта, занята ограниченными в обороте объектами железнодорожной инфраструктуры (вокзальные комплексы, грузовые дворы), образующими промышленные зоны и требующими модернизации. Земельные участки, занимаемые объектами инфраструктуры, как правило, находятся в федеральной собственности и переданы ОАО «РЖД» на праве долгосрочной аренды в целях размещения объектов железнодорожного транспорта общего пользования.
Для привлечения средств частных инвесторов в проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры законопроект предусматривает возможность передачи в собственность инвестора коммерческих площадей многофункциональных объектов (например, вокзальные комплексы, станции) без согласия Правительства РФ. Ограничение в обороте, предусмотренное законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», предлагается сохранить только для технологической части объектов, непосредственно обеспечивающей осуществление перевозочного процесса.
Также для реализации целей законопроекта предлагается ввести возможность передачи отдельных частей (элементов) магистральных железнодорожных линий во временное пользование третьим лицам для размещения ими объектов, связанных с перевозочным процессом.
Кроме того, законопроектом вводится возможность мены имущества Российской Федерации и имущества ОАО «РЖД», порядок и условия которой устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время ОАО «РЖД» и АО «ДОМ.РФ» планируют застройку территории Рижского грузового двора в Москве. Ее площадь составляет 20,6 Га. На ней предлагается построить офисно-деловой центр холдинга и жилой комплекс.