Об этом на заседании круглого стола по повышению доступности финансовых услуг для жителей сельских территорий, прошедшего в Государственной Думе РФ, рассказал руководитель дирекции коммерческого развития Почта Банка Денис Лопатин.
В мероприятии также приняли участие депутаты, представители Общероссийского конгресса муниципальных образований, Минэкономразвития, Минкомсвязи, ЦБ, региональных органов власти, а также крупнейших банков, предоставляющих финансовые услуги для населения в сельской местности.
Вопрос повышения доступности финансовых услуг на селе сегодня стоит достаточно остро. По данным Конгресса муниципальных образований, сегодня почти 18 из 22 тысяч муниципалитетов страны – это сельские поселения, то есть подавляющее большинство. Там проживает около 26% населения страны, более половины из которых – пенсионеры, которые не могут получить современные банковские услуги в своем населенном пункте. Наблюдаются проблемы с сокращением филиальных сетей банков, что влечет за собой низкий уровень доступности отделений и филиалов кредитных организаций.
Руководитель службы ЦБ РФ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута заметил, что во втором полугодии 2018 года банковская сеть и сеть устройств самообслуживания впервые показали рост на 20%.
«Одной из основных социально-экономических задач Почта Банка является повышение финансовой доступности и качества финансовых услуг для населения России, в том числе в малых и труднодоступных населенных пунктах. Большинство точек присутствия Почта Банка уже сейчас работают на базе почтовых отделений в небольших городах и сельской местности. Также одной из задач Почта Банка является повышение финансовой грамотности жителей нашей страны. С 2015 года банк является активным участником и генеральным партнером «Всероссийской недели финансовой грамотности», которая проводится под патронажем Минфина. Более 3100 образовательных мероприятий проведено силами сотрудников Почта Банка за это время, в том числе для жителей сел и труднодоступных территорий. В этом году мы продолжим развивать это направление», – подчеркнул руководитель дирекции коммерческого развития Почта Банка Денис Лопатин.
К концу 2018 года сеть точек обслуживания Почта Банка выросла до 18 тыс., при этом появились точки обслуживания в таких отдаленных труднодоступных территориях, как Дальний Восток и Северный Кавказ, где многие финансовые организации, наоборот, сокращают свое присутствие. В частности, в рамках трехстороннего соглашения между Почта Банком, «Ростелекомом» и Банком России доступ к финансовым услугам получили жители 10 малых сел Приморского края с населением от 700 до 4000 человек. Теперь в этих селах в почтовых отделениях, в которые «Ростелеком» провел высокоскоростной интернет, можно получить базовые банковские услуги и сервисы.
Также Почта Банк оснастил более 80% операционных окон в отделениях связи по всей стране терминалами безналичной оплаты. Благодаря этому граждане могут оплатить банковской картой почтовые услуги или товары, в том числе бесконтактно, а также снять или внести наличные на счет.
Помимо физического присутствия Почта Банк активно развивает дистанционные каналы обслуживания. Банк одним из первых подключился к Единой биометрической системе и запустил удаленную идентификацию в интернет-банке и в мобильном приложении. Каждый, кто сдал биометрический шаблон, может стать клиентом банка удаленно и получить доступ ко всем услугам.
Стратегический координатор проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анна Зеленцова рассказала, что Минфин активно сотрудничает с Почта Банком по проведению мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности жителей России, отметив при этом значительный рост региональной сети банка.