Шесть лин-лабораторий и организация рабочего пространства по системе «5С» в 140 розничных офисах банка — таковы основные результаты развития бережливого производства в Ак Барс Банке в 2018 году.
На протяжении полутора лет Ак Барс Банк успешно интегрирует лин-технологии в своей деятельности. Цель трансформации — максимальная оптимизация бизнеса за счет устранения всех видов потерь. Более 200 «лин-лаборантов» из числа сотрудников тестируют и улучшают бизнес-процессы банка, тем самым повышая уровень удовлетворенности клиентов. Во всех розничных офисах банка на территории Татарстана внедрена японская система «5С», предусматривающая рациональную организацию рабочих мест. Система «5С» помогает быстро избавиться от накопившихся ненужных вещей и исключить их появление в дальнейшем. Благодаря организации удобного и эффективного рабочего места растет производительность сотрудников. В 2019 году по системе «5С» будут оптимизированы все офисы банка в стране.
«Стандартизация процессов позволяет осуществлять более качественный контроль и оперативно выявлять отклонения. У всех сотрудников офисов, внедривших „5С“, вырабатывается привычка к порядку, чистоте и непрерывным улучшениям. Наши офисы — единый организм, где все процессы взаимосвязаны, и мы должны стремиться к достижению оптимального результата при нулевых потерях», — отметила Катарина Андреева, директор по лин-технологиям Ак Барс Банка.
Лин-лаборатории розничного блока в прошлом году оптимизировали такие процессы, как закрытие операционного дня, проведение платежей и открытие вкладов. По каждому процессу была разработана стандартная операционная процедура (СОП), которая позволяет выстраивать весь поток процессов в цепочку последовательных действий и сделать процесс проще и эффективнее. СОПы упрощают процесс адаптации сотрудников, минимизируют риски возникновения ошибок и позволяют работать максимально эффективно. Усовершенствованные процессы позволили сократить время операций до 40% и увеличить производительность сотрудников.
Также в банке реализуется проект «Зеленые пояса», когда активные сотрудники своими силами оптимизируют процессы по методологии «Лин 6 Сигм». В прошлом году технологиям бережливого производства обучились 39 сотрудников банка. Одним из значимых результатов проекта стала разработка ипотечного робоэдвайзера по всем кредитным продуктам для физлиц. Также активистам проекта удалось сократить сроки релокации банкоматов с 1 месяца до 5 дней.
Топ-менеджмент банка активно участвует в модернизации рабочих процессов. В японской управленческой практике этот подход называется Гемба. Руководители посещают офисы банка и ищут проблемы прямо на рабочем месте. В банке на Гемба регулярно ходят более 40 руководителей высшего звена. Перед ними стоит задача увидеть сложности в конкретном процессе и выработать решение по оптимизации.
«Мы находимся в начале пути построения эффективной команды с помощью инструментов бережливого производства. Фокус 2019 года — стандартизация и СОПирование процессов, повышение качества сервиса для сотрудников и, как следствие, повышение удовлетворенности наших клиентов», — подчеркнула Катарина Андреева.