Фото: Smile Studio / shutterstock
Для допуска на микрофинансовый рынок небольших участников не будет вводиться требование о представлении бизнес-плана или стратегического плана, а для крупных участников срок внедрения требования по представлению такого плана отодвигается на 3–5 лет. Таковы итоги обсуждения участниками микрофинансового рынка доклада для общественных консультаций «Совершенствование регулирования деятельности субъектов микрофинансового рынка», подготовленного в рамках Концепции пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за некредитными финансовыми организациями.
В представленном к обсуждению докладе были подробно изложены предложения регулятора по дифференциации требований к допуску на рынок микрофинансовых институтов, к деловой репутации менеджмента и собственников, к порядку представления и содержанию отчетности, к порядку расчета и значениям нормативов, совершенствованию надзора за мелкими участниками рынка через саморегулируемые организации (СРО).
По итогам дискуссии Банк России подготовил дорожную карту, в которой смягчены требования регулятора к деловой репутации менеджмента и собственников небольших компаний, а также к представлению бизнес-плана или стратегического плана при допуске на рынок таких компаний, исходя из незначительных рисков их деятельности.
Для МФК, крупных КПК и СКПК будут увеличены (до 3 лет) планируемые сроки внедрения требований регулятора по представлению бизнес-плана или стратегического плана при допуске на рынок, а также требований к деловой репутации. В долгосрочной перспективе (до пяти лет) – изменение порядка предоставления отчетности, установление законодательных требований к системе управления рисками в крупных компаниях – участниках микрофинансового рынка с закреплением соответствующих полномочий Банка России в области контроля и надзора за соблюдением данных требований.
В действующем законодательстве в отношении микрофинансовых институтов уже реализованы принципы пропорционального регулирования: в отдельную группу выделены крупные участники рынка (либо имеющие больший объем полномочий), постоянный надзор за которыми осуществляет Банк России. За исполнением законодательства небольшими участниками установлен надзор со стороны СРО тех или иных сегментов финансового рынка, а при наличии информации о нарушениях в деятельности микрофинансовых институтов – со стороны Банка России.