Статья Председателя Правления М.М.Солнцева в газете "Ведомости"

Новости СДМ-Банка

О чем необходимо договориться заранее, чтобы сохранить и бизнес, и дружбу

Друзья создают компании, и многие из них успешны. Но случаются и разочарования. Рабочие проблемы могут разрушить дружбу, а различия во взглядах совладельцев-друзей – негативно повлиять на бизнес. Недаром говорят, что стоит сто раз подумать, прежде чем создавать бизнес с другом. Любой бизнесмен, учреждающий компанию вместе с друзьями, сталкивается с пятью главными рисками.

1. Финансовые потери.Они могут быть выше, чем при открытии бизнеса с партнерами – посторонними людьми. Вы доверяете друзьям, поэтому реже вмешиваетесь и контролируете их действия. И однажды обнаруживается, что чрезмерная лояльность к друзьям нанесла значительный ущерб бизнесу.

2. Непрофессионализм. Ваш друг – активный, веселый, бескорыстный человек, который всегда поможет и никогда не откажет. Однако в бизнесе этот надежный товарищ может оказаться недисциплинированным лентяем, безответственным и фамильярным. И вам придется либо справляться со всем в одиночку, либо отказываться от сотрудничества – а значит, и от дружбы.

3.Потеря дружбы.Поговорка «Дружба дружбой, а деньги врозь» проверена веками.
Первая же прибыль станет проверкой дружбы: кто-то считает, что деньги нужно пустить на развитие бизнеса, а кто-то захочет распределить прибыль между акционерами. А если проект развивается неудачно, дружба может закончиться из-за того, что друзья будут винить в этом друг друга.

4. Злоупотребление доверием. Организовывая бизнес с другом и сохраняя дружеские отношения с ним в течение партнерства, вы всегда рискуете быть преданным, если для друга в какой-то момент бизнес окажется важнее дружбы.

5. Отсутствие четких договоренностей о бизнес-модели. Часто друзья организовывают бизнес на энтузиазме, не обсудив заранее взгляды на развитие компании и роль каждого в бизнес-процессах. Пока компания небольшая, эти вопросы обычно не всплывают, но стоит организации пойти в гору, как из-за отсутствия четких договоренностей отношения между друзьями-партнерами обостряются. Договариваться нужно заранее.

Что нужно зафиксировать в соглашении при создании фирмы, чтобы избежать потерь и конфликтов в дальнейшем?

  • Обязанности каждого партнера. Друзья обычно заранее не договариваются о разделе сфер влияния и обязанностей. Они думают, что бюрократия товарищам не нужна и что они будут заменять друг друга при необходимости. Нужно сразу определить сферы ответственности каждого партнера, чтобы потом не кивать друг на друга: «Я думал, что это должен был сделать ты».
  • Процедура выхода из проекта. Вначале вы не думаете о том, что у вас могут измениться жизненные обстоятельства и приоритеты. Допустим, позже вы поймете, что проект изжил себя, и захотите открыть новое направление, но уже в одиночку. Лучше заранее иметь резервный план – согласованную с другими партнерами процедуру выхода из бизнеса и порядок оценки стоимости вашей доли. Можно предусмотреть предварительную оценку рыночной стоимости или оценку по чистым активам (последнее актуально только для компаний, которые учитывают свои активы по рыночной стоимости). Также можно заранее указать, что цена выкупа будет зависеть от нормы годовой доходности или других экономических коэффициентов.
  • Правила распределения прибыли. В коммерческих организациях, основанных на долевом участии в уставном капитале, чистая прибыль в виде дивидендов должна распределяться пропорционально долям в уставном капитале. Это правило определено в законах и Налоговом кодексе. Также лучше сразу решить, какая доля чистой прибыли пойдет на развитие бизнеса, а какая будет распределяться между совладельцами.
  • Ключевые вопросы управления бизнесом. Реорганизация или ликвидация организации, распределение прибыли, назначение исполнительного директора – весьма значимые события, и вам не нужны неприятные сюрпризы, когда в ваше отсутствие на собрании акционеров приняли важное решение, с которым вы не согласны. Закон определяет вопросы, по которым акционеры должны согласовать между собой порядок голосования на общем собрании.
  • Порядок внесения дополнительного капитала. Компании могут понадобиться еще деньги, если вдруг что-то пойдет не так. Об этом лучше договариваться заранее. Есть определенные признаки, которые предупреждают, что с другом не стоит создавать совместный бизнес. Таким сигналом, в частности, является непрофессионализм.

Друг – хороший, понимающий человек и душевный собеседник, но если он не является специалистом в той области бизнеса, которой вы планируете заниматься, непрофессионализм может стать серьезной проблемой. Также стоит хорошо все взвесить, если вы с другом оба харизматичные лидеры. Вы будете постоянно мериться, кто главнее, что не на пользу бизнесу. Наконец, не стоит демонстрировать дружеские отношения при сотрудниках. Более формальный стиль общения лучше подойдет для управления коллективом.

Читать на сайте банка: СДМ-Банк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях