В августе величина структурного профицита ликвидности почти не изменилась: действие факторов формирования ликвидности было близким к нейтральному, отмечается в 30-м выпуске комментария «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки». При этом прогноз структурного профицита на конец 2018 года снижен на 2,0 трлн рублей, до 1,7–2,1 трлн рублей, в связи с решением Банка России о приостановлении покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила до конца 2018 года.
Краткосрочные ставки рынка межбанковских кредитов в августе формировались вблизи ключевой ставки Банка России, но несколько ниже нее; их абсолютное отклонение от ключевой ставки уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом усреднения. Это свидетельствует о продолжающейся адаптации банковского сектора к существенному росту структурного профицита ликвидности, который произошел во второй половине 2017 – первой половине 2018 года.
Ситуация на российском финансовом рынке в августе, как месяцем ранее, определялась преимущественно внешними факторами. Среди них основное влияние оказали общее снижение спроса на активы стран с формирующимися рынками и ужесточение санкционной риторики в отношении России.
Крупные продажи ОФЗ и покупки валюты иностранными инвесторами привели к ослаблению рубля и росту риск-премии на российские активы. На этом фоне в августе участники рынка стали пересматривать свои ожидания относительно будущей траектории ключевой ставки Банка России – некоторые из них не исключали ее повышения до конца года.