Банки действительно любят малый бизнес
В издательстве РГЭУ (РИНХ) вышла новая книга председателя Совета директоров банка «Центр-инвест», председателя комитета по малому и среднему бизнесу (МСБ) Ассоциации банков «Россия», профессора, д.э.н. В.В. Высокова «Банки любят малый бизнес». Книга доступна на сайте банка «Центр-инвест» www.centrinvest.ru
Уникальность издания заключается прежде всего в стиле изложения, который выбрал автор — романтический взгляд на актуальные проблемы кредитования малого бизнеса. Яркий, образный язык для описания экономических реалий делает книгу равно интересной для студентов, предпринимателей, чиновников и широкого круга читателей.
«Поскольку в российской экономике не все прекрасно, то, глядя в зеркало, не все готовы увидеть и признать объективную картину и чаще всего «пеняют на зеркало», игнорируя другие негативные факторы».
Среди основных результатов проведенного анализа (подтверждённых официальной статистикой) следует отметить: российские банки в 2017 году выдали кредитов МСП на 6,1 трлн рублей. Всего 2% от этой суммы составила государственная поддержка. Но главная проблема в том, что государственная поддержка перекрыла банкам рынок кредитования МСП в размере 14 трлн руб. Это потенциал дополнительного кредитования малого и среднего бизнеса при достижении в России уровня развитых стран. Такие данные приводят эксперты IFC (международная финансовая корпорация)1 .
Автор тщательно анализирует критику посредников (в книге они названы «свахи» и «сутенеры») в адрес банков и показывает, что роль банков не превышает 5-9% среди обозначенных проблем, которые стоят перед малым бизнесом.
«В обстановке всеобщей нелюбви у банков остается единственный выход: сохранять свою любовь к клиенту, регулятору, конкурентам и даже к той экономической среде, в которой им приходится работать», — пишет В.В. Высоков.
Любовь банков к малому бизнесу предопределена целым букетом факторов: точечной концентрацией и диверсификацией рисков, снижением издержек управления портфелем однородных ссуд, масштабами рынка («длинный хвост»), инновационной основой малого бизнеса и его готовностью к «черным лебедям». Все эти факторы уже сегодня успешно используют банкиры: оказывают малому бизнесу нефинансовые услуги — обучение, консалтинг, наставничество, правовая поддержка, аутсорсинг аудита и отчётности.
Уже накопленный банками опыт позволяет им активно участвовать по каждому направлению в реализации Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
1 https://www.smefinanceforum.org/sites/default/files/Data%20Sites%20downloads/MSME%20Report.pdf