Слесарь Анатолий Аксаков, сторож Роман Авдеев, преподаватель английского Екатерина Трофимова... Накануне праздника, посвященного труду и весне, мы спросили известных финансистов об их самой первой работе.
Роман Авдеев,
председатель совета директоров концерна «Россиум
»:
— Я женился еще до армии, после окончания срока службы у меня родился сын. Я подрабатывал в институте на кафедре, но это была работа по договору, платили немного. Поэтому дополнительно устроился сторожем в одинцовское ПТУ. А если подходить к вопросу формально, то моя самая первая запись в трудовой — «служба в Вооруженных силах СССР».
Анатолий Аксаков,
председатель совета Ассоциации банков России:
— Совхоз «Магарач» был опытным хозяйством одноименного всесоюзного НИИ, которое занималось в том числе выведением новых сортов винограда. Для скрещивания надо было раскрывать руками бутоны на ранней стадии развития. Процедуру аккуратно могли проделать только детские пальчики, поэтому привлекали школьников и платили им за это занятие деньги. Учась в четвертом классе, я зарабатывал до 10—15 рублей в месяц. Тогда это была для меня огромная сумма.
Олег Вьюгин,
председатель совета директоров НАУФОР:
— Младший научный сотрудник Башкирского государственного университета.
Алексей Санников,
председатель правления Экспобанка:
— В университете я решил пройти стажировку а банке, в отделе валютного контроля или кредитования. Сибакадембанк на тот момент был хорошо известен в Новосибирске. Мне предложили направление пластиковых карт, а через три месяца приняли в штат менеджером по работе с платежными системами. С 1 февраля 2002 года моя карьера связана с банковским сектором.
Сейчас рядом люди, которых я знаю уже более пятнадцати лет. Неважно, с какой должности ты начинаешь свой путь: внутренняя мотивация и стремление к развитию — это основные приоритеты. Важно уметь реализовывать самые смелые идеи.
Михаил Алексеев,
председатель правления ЮниКредит Банка:
— Я поступил на работу в Минфин после защиты кандидатской диссертации и прослужил там два года и четыре месяца. Это относительно недолгое время оказалось интересным в профессиональном плане. Кроме того, я встретил много ярких людей, с которыми мы вместе пережили события, связанные с распадом Советского Союза.
Должность старшего эксперта сводного отдела финансов и денежного обращения была довольно высокой для человека моего возраста. И вообще я сделал в стенах Минфина хорошую карьеру: был повышен до ведущего эксперта, затем стал заместителем начальника главного управления финансово-кредитного механизма. Если пытаться выделить главные направления работы, которой нам с коллегами приходилось заниматься, то можно свести их к трем составляющим: проведение налоговой реформы, формирование основ рынка ценных бумаг и разработка комплекса мер по оздоровлению финансово-экономической ситуации.
Гарегин Тосунян,
президент Ассоциации российских банков:
— Трудовую деятельность я начал в НИИ и с тех пор с удовольствием продолжаю заниматься наукой. Это очень обогащает повседневную жизнь, наполняет ее содержанием, позволяет находить близких по духу и интеллекту людей. Это тот самый капитал, который накапливается, не подвергаясь девальвации. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей поняли это и тоже прониклись наукой.
Рубен Варданян,
президент компании «Варданян, Бройтман и партнеры»:
— Эксперт инвесткомпании «Тройка Диалог»
Надия Черкасова,
член правления банка «Открытие»:
— Первая работа нашла меня сама: случайно в троллейбусе встретила одноклассника, который владел несколькими торговыми палатками. Он сразу предложил стать у него главным бухгалтером. Будучи студенткой второго курса экономического факультета, я подумала, что ничего непосильного в этой задаче нет, ведь мы уже начали изучать бухучет в университете. На деле все оказалось не так просто. Отчетность в налоговую сдавать было труднее, чем зачет или экзамен, но подвести одноклассника я уже не могла. В течение трех лет я совмещала очную учебу в вузе и работу. Этот опыт затем помог мне продолжить карьеру в нижегородском филиале Инкомбанка.
Дмитрий Брейтенбихер,
старший вице-президент ВТБ:
— В юности отец сказал мне: «Ты должен понять, как зарабатывать тремя способами — руками, головой и торговлей. Потом выберешь, что тебе больше подходит». Сказано — сделано. На лето он устроил меня монтажником-вентиляционщиком второго разряда. Мы строили трамвайное депо, я выучил, что такое майна и вира, а также немного заработал.
Екатерина Трофимова,
генеральный директор АКРА:
— Годы работы педагогом научили меня доносить до людей сложные мысли: что понятно ребенку, поймет и взрослый. Ведь в финансовом секторе постоянно приходится «переводить» свои продукты и идеи на доступный широкой аудитории язык. Тренинги по искусству презентации и управлению изменениями, которые я сейчас провожу в АКРА, напоминают мне, с чего все начиналось. Возможно, именно с той поры у меня есть непреодолимое желание делиться опытом ради развития всего профессионального сообщества.
Константин Бобров,
председатель правления банка «Уралсиб»:
Экономист Межгосударственного НИИ реабилитации участников войн
Максим Солнцев,
председатель правления СДМ-Банка:
— В наши дни это очень большая редкость, но вся моя карьера связана только с одним местом работы — нынешним. Я пришел в банк семнадцатилетним юношей в 1993 году и начинал экономистом-оператором. Тогда это была небольшая, можно сказать, что «семейная» кредитная организация, насчитывавшая не более 40 сотрудников. Это сейчас уровень российского образования позволяет студентам иметь багаж знаний, в том числе практических, с которым можно смело искать работу по профилю. А в мое время получить необходимые навыки только в вузе было почти невозможно. Поэтому современным студентам я советую задуматься о выборе первого места работы на четвертом курсе, но не раньше. До этого желательно стажироваться в разных организациях, расширять кругозор.
Андрей Мовчан,
директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги:
— Я проходил срочную службу, а в СССР она считалась началом стажа. Так что можно считать, что это первая запись в моей трудовой книжке. За время нахождения в армии я освоил две профессии — сварщика и крановщика.
Яков Миркин,
заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМO РАН:
— Мы занимались в Госбанке огромным научным проектом вместе с Центральнымэкономико-математическим институтом Академии наук. Тема — учет и анализ всего платежного оборота СССР. Нечто космическое.
Александр Гафин,
член совета Rietumu Banka:
— В мои обязанности входило перемещение габаритных грузов и их закрепление на специальном приспособлении грузоподъемной машины. Профессия ответственная и довольно опасная. А грузы были нестандартные, в том числе контейнеры с радиоактивными отходами.
Владислав Кочетков,
президент — председатель правления холдинга «Финам»:
— Формально это не самая первая моя должность. К тому времени я поработал журналистом в газете «Голос Мордовского университета», официально значился оператором компьютерного набора и даже имел какой-то разряд, причем он повышался. Но та трудовая книжка если и сохранилась, то где-то в архивах саранского вуза.
Что же касается «Известий Мордовии», то я входил в правительственный пул — ездил на «пазике» за первыми лицами республики и описывал их выступления. Через пару месяцев мог почти дословно предугадать, что скажет чиновник на очередном празднике газификации. Плюс обозревал региональную экономику и все остальное понемногу. Особенно запомнилось лето, когда в нашем отделе информации оставалось два сотрудника, остальные ушли в отпуск. Каждому отгрузили норматив: писать по пять новостей. Притом что и в деловой сезон такой объем набирался не всегда. Зато опыт генерации сообщений при отсутствии поводов сильно пригодился мне в 2002 году, когда я переехал в Москву и начал работать в пиаре.
Евгений Бернштам,
председатель совета директоров Adela Financial Retail Group:
— Работу в планово-экономическом отделе я получил сразу после окончания Дагестанского госуниверситета по специальности «планирование промышленности». Вспоминаю о ней с придыханием и нежной ностальгией. Нынешняя молодежь не поймет, как можно вести экономическо-социальную деятельность предприятия без компьютеров. А я каждый день карандашиком вносил в бумажные учетные формы все показатели соблюдения труда и отдыха сотрудников. Но настоящим экономистом я себя почувствовал, когда из регионального профильного министерства пришло две строчки: «Подготовить техпромфинплан». Если отбросить бюрократическую формулировку, то мне поручили составить бюджет организации. С чем я и справился.
Виктор Жидков,
председатель правления банка «Веста»:
— Та профессия дала мне колоссальный опыт. Первым впечатлением от зала торгов на бирже был трепет на грани потери сознания. Особенно когда ты по незнанию садишься на место, которое занимает сотрудник Банка России. Стресс присутствовал с избытком, но в молодости он компенсировался большим количеством адреналина. В возрасте я бы уже не рекомендовал это занятие.
Наталья Шабунина,
заместитель председателя правления банка «Возрождение»:
— Я родилась и выросла в Волгограде, но для получения высшего образования выбрала университет в Ростове. Тогда в этом учебном заведении была лучшая в стране экономическая школа, среди педагогов — настоящие мастодонты этого профиля. Я приехала штурмовать вуз без особой надежды, ведь конкурс был бешеный — 15 человек на место, но неожиданно для себя поступила. Затем пошла в аспирантуру Санкт-Петербургского университета, а уже после него в лучших традициях нашей семьи — мама и папа экономисты — начала преподавать в университете родного города.