Фото: realpeople / shutterstock
Банк России выяснил, как кредитные организации выполняют рекомендации регулятора по созданию доступной среды для клиентов с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан. Об этом сообщила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе очередного заседания рабочей группы по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, которое прошло 23 апреля 2018 года.
По словам Эльвиры Набиуллиной, 43% банков в основном исполнили рекомендации, которые регулятор разослал кредитным организациям специальным информационным письмом в конце минувшего года, 25% кредитных организаций в настоящее время работают над повышением доступности для указанной группы клиентов и намерены завершить эту работу в 2018–2019 годах. Однако примерно треть банков не исполнили рекомендации регулятора, и Председатель Банка России выразила обеспокоенность этим фактом. «Для нас это сигнал для более плотной работы с такими организациями», – отметила Эльвира Набиуллина.
В свою очередь Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) рассказал об итогах первого этапа своего исследования «Оценка финансовой доступности для лиц с инвалидностью в 2017–2018 годах». Эксперты НАФИ составили предварительный рейтинг 20 крупнейших российских банков по уровню их адаптации к нуждам клиентов с инвалидностью, а также выяснили, какими финансовыми услугами данные группы граждан пользуются чаще всего и с какими барьерами при этом сталкиваются.
По итогам исследования выяснилось, что 92% людей с инвалидностью имеют счета в банках, платежную карту (82%) и вклады (40%), поскольку все они получают помощь от государства, а многие при этом являются экономически активными гражданами. При этом для них характерно сдержанное кредитное поведение: указанная группа вдвое реже пользуется кредитами (16%), чем население в целом.
Оценивая доступность финансовых услуг, подавляющее большинство незрячих (86%) заявило, что это представляет для них проблему. Такую же оценку дали две трети неслышащих (64%). В целом почти половина (46%) людей с инвалидностью сообщили, что пользоваться финансовыми услугами им сложнее, чем остальным людям. При этом специфическими барьерами, обусловленными инвалидностью, участники исследования назвали неудобное расположение и неприспособленность банковских отделений, а также отказы в предоставлении услуг.
Рейтинг доступности банков НАФИ составило с помощью экспертов-пользователей из числа людей с различными формами инвалидности, которые проанализировали доступность информации на сайте кредитной организации, возможность получения необходимых услуг и информации по телефону, а также при личном визите в банк. 20 крупнейших банков, добровольно участвовавших в рейтинге, направили в исследовательскую группу перечень расположенных в столице доступных офисов каждого из банков, а также проинформировали об имеющихся приспособлениях как в офисах, так и на сайте. По итогам исследования впереди оказались Райффайзенбанк, Сбербанк и «Хоум Кредит», на втором месте – Московский кредитный банк, Росбанк и Альфа-Банк, на третьем – Ситибанк. Представители банков, участвовавших в рейтинге, отметили, что для них это возможность провести работу над ошибками и в дальнейшем оборудовать свои филиалы как в столице, так и в других регионах России с учетом полученных замечаний.
В ходе заседания рабочей группы был также презентован пилотный проект Национальной системы платежных карт и Россельхозбанка по использованию людьми с инвалидностью браслетов и брелоков с возможностью бесконтактной оплаты в качестве карты платежной системы «Мир». Банкам – участникам рабочей группы, общественным организациям и объединениям людей с инвалидностью было предложено присоединиться к тестированию новых форм-факторов.