Банк Хоум Кредит подвел итоги опроса о том, на какие цели клиенты берут потребительские кредиты и как оценивают достаточность своего дохода. Опрос проводился в марте 2018 года по всей России, в нем участвовало 1376 человека в возрасте от 25 лет до 71 года.
Самый популярный кредит – на ремонт
По результатам опроса, чаще всего клиенты берут потребительские кредиты на ремонт. Далее в порядке убывания идут покупка недвижимости, автомобиля, крупной бытовой техники и путешествий. Наиболее заметно в 2018 году выросла доля людей, заинтересованных в кредите на покупку недвижимости (на 4,4 процентных пункта до 21,1%). На наш взгляд, это связано с привлекательной ценовой конъюнктурой рынка. Кроме того, еще больше вырос спрос на кредиты на путешествия.
Ремонт остается самой популярной целью кредитования второй год подряд. А вот кредит на покупку недвижимости впервые с 2015 года занял второе место в топе популярных целей, оттеснив на третью позицию автокредиты. Несколько сократилась доля клиентов, готовых покупать в кредит бытовую технику, дорогую одежду и мебель. При этом доля клиентов, которые планируют взять кредит на путешествия, в последние два года заметно выросла (на 6,1 п.п. до 9,9%).
Клиенты предпочитают наличные
Самым популярным кредитом по-прежнему остается кредит наличными. Им хотели бы воспользоваться 70,9% респондентов, собирающихся получить кредит в этом году (67,1% в 2017 году). На втором месте находится POS – кредит (12,1% против 15,3%), на третьем — ипотека (11,5% против 12,7%).
При этом число клиентов, которые хотели бы купить недвижимость в ипотеку или с помощью кредита наличными, разделилось практически пополам — 53% и 47% соответственно, т.е. многие предпочитают добирать недостающие деньги на ее покупку за счет беззалогового кредита.
В 2018 году выросло число клиентов, готовых открыть и использовать кредитную карту — 10,8% против 8% годом ранее. Скорее всего, на это повлияло развитие карт с программами лояльности и карт рассрочки. При этом число клиентов, готовых взять автокредит, сократилось до 8,3% (8,5% в 2017 году).
Благосостояние растет
Мы отметили рост доли людей, чье благосостояние позволяет делать дорогие покупки — бытовую технику, автомобили, поездки в отпуск и недвижимость. Их доля составила 40,2% против 36,4% в 2017 году. При этом доля людей с низким и невысоким уровнем благосостояния (доходов хватает только на еду, одежду и бытовую технику), наоборот, снизилась — до 59,8% против 63,6%.
В категории клиентов с высоким уровнем благосостояния заметно выросла доля людей, которые могут купить недвижимость — на 1,3 п.п. до 3,8%. Среди клиентов с невысоким уровнем благосостояния уменьшилась доля людей, чьих доходов хватает только на еду и одежду — 32,1% по сравнению с 32,4% годом ранее.
Клиенты готовы брать кредиты
В 2018 году выросла доля клиентов, которые планируют взять кредит — до 22,7% против 22,1% год назад. На наш взгляд, это связано с позитивными изменениями потребительского сектора и постепенным снижением ставок по кредитам.
Среди остальных респондентов, 54,7% сослались на отсутствие потребности в кредите (в 2017 году — 50,8%). 22% указывают на высокие ставки по кредитам. Впрочем, стоит отметить, что число таких клиентов существенно снизилось (29,6% год назад). 7,5% клиентов предпочитают осмотрительность (8,9% в 2017 году). На негативный опыт общения с банками сослались всего 1,5% (2,2% в 2017 году). 25% опрошенных не планируют брать кредит, так как считают, что у них недостаточно доходов для его обслуживания.
«В 2017 году рынок потребительского кредитования начал восстанавливаться. Это связано с положительными изменениями в российской экономике и улучшением уровня благосостояния. Клиенты готовы брать новые кредиты, впрочем, решения они принимают взвешенно. А основными целями кредитования остаются фундаментальные потребительские расходы на дорогие товары длительного пользования», — сказал Станислав Дужинский, аналитик Банка Хоум Кредит.