Фото: Romolo Tavani / shutterstock
Некоторые практики в деятельности профессиональных участников финансового рынка могут нести существенные риски для клиентов и негативно влиять на привлекательность российского финансового рынка в целом, указывается в специальном информационном письме Банка России.
Регулятор отмечает случаи, когда на основании договора о брокерском обслуживании фактически осуществлялось доверительное управление, а также приводит факты, когда вместо договоров о брокерском обслуживании или договоров доверительного управления клиентам предлагалось управление их имуществом на основе иных гражданско-правовых договоров.
В документе подчеркивается, что выстраивание отношений с клиентами вне рамок соответствующего регулирования может привести к предложению продукта, не отвечающего инвестиционному профилю клиента, и лишает его механизма защиты своих имущественных прав. Профучастник в этом случае может быть заинтересован не в доходах клиента, а в количестве совершенных им сделок, что предполагает возникновение конфликта интересов.
Кроме того, Банком России были зафиксированы случаи, когда использование ценных бумаг или денежных средств клиентов оформлялось в виде займа третьим лицам или договора репо с третьими лицами без ручательства брокера (делькредере) за исполнение ими своих обязательств. Такой подход тоже несет риски для клиентов, поскольку есть вероятность утраты ими своих денежных средств или ценных бумаг, о чем клиент может быть недостаточно информирован. Помимо этого, существует вероятность неполучения доходов по ценным бумагам, переданным заемщику, или получения их в меньшем размере.
Также регулятором были отмечены факты использования скрытых вознаграждений при исполнении брокером поручений клиентов, например в сделках с внебиржевыми финансовыми инструментами. В таких ситуациях клиент необоснованно теряет свои денежные средства, что ведет к уменьшению его итогового финансового результата.
Банк России предлагает профессиональным участникам обеспечить должную прозрачность при предоставлении своих услуг и рекомендует исключить использование перечисленных практик. Это позволит повысить доверие потребителей к финансовому рынку и снизить риски возникновения убытков у клиентов профессиональных участников.