Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ: задачи Банка России

Новости ЦБ России

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

В своей деятельности Центральный банк руководствуется стратегическими целями. Хочу сказать, что их знает каждый сотрудник Банка России во всех регионах. Мы на их базе формулируем ключевые показатели эффективности для сотрудников.

Вот эти цели:

  • ценовая стабильность;
  • обеспечение устойчивости финансового рынка;
  • доступность финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса;
  • развитие национальной платежной системы;
  • развитие технологий и поддержка инноваций на финансовом рынке.

Все эти цели напрямую вытекают из определенных Конституцией и законом функций Центрального банка. Накануне еще раз посмотрела свое выступление перед Думой четыре года назад. Да, конечно, жизнь внесла свои коррективы. Никто тогда, в 2013 году, не ожидал таких внешних негативных факторов, санкций, падения цен на нефть. И поэтому на первый план в нашей деятельности вышли задачи обеспечения финансовой стабильности. Но мы, решая их, старались не упускать стратегически важные направления деятельности, которые были обозначены четыре года назад и над достижением которых нужно работать и дальше.

В денежно-кредитной политике Банк России ставил задачу снизить инфляцию с тогдашних 7 до 3–4%. Но и тогда, вы посмотрите, мы отмечали, что темпы снижения должны диктоваться экономической ситуацией. Поэтому достижение цели по инфляции в силу внешних шоков заняло больше времени, чем мы ожидали. Но тем не менее мы уже вплотную приблизились к целевому уровню.

Вторая задача, которая стояла в денежно-кредитной политике и была поставлена четыре года назад, – это повышение гибкости курсообразования. Мы перешли к плавающему курсу и считаем, что сделали это правильно, потому что  негативный опыт других стран-экспортеров, которые не перешли к плавающему курсу, доказывает, что это надо было сделать.

В банковском секторе стояла задача усиления надзора, вывода с рынка слабых игроков. Увы, накопившиеся проблемы в банковском секторе оказались серьезнее, чем мы думали четыре года назад. Да и кризис усугубил ситуацию. Процесс очищения банковского сектора еще не завершен и, по нашим оценкам, займет еще 2–3 года. Усиление надзора потребует от нас и перестройки внутренней организации, и мы проводим сейчас серьезную реорганизацию надзора.

Четыре года назад было принято решение о создании мегарегулятора. Нам были переданы функции по регулированию и надзору во всех секторах финансового рынка, 20 тысяч поднадзорных. И мы последовательно занимались, как и в банковском секторе, очищением рынка от недобросовестных игроков, введением новых стандартов регулирования, чтобы обеспечить устойчивость всех финансовых институтов и повысить доверие бизнеса и населения к финансовому рынку.

Тогда же мы ставили задачу развития национальной платежной системы. Она стала более острой в связи с санкциями, и я уже сказала, что мы сделали не только в 2016 году, но и до этого.

Задачи ближайших пяти лет – это дальнейшее движение к поставленным стратегическим целям.

В сфере денежно-кредитной политики наша задача – обеспечение стабильности низкой инфляции: не просто достичь 4% один раз, один месяц, два месяца, а обеспечить стабильный уровень низкой инфляции.

Как раз это приведет и к снижению процентных ставок, удлинению кредитов, создаст для бизнеса и людей возможность планировать вдолгую, причем именно в рублях, а не в иностранной валюте. Все это в конечном счете работает на экономический рост.

Ключевая задача в банковском секторе, как я уже сказала, – завершение очищения банковского сектора, повышение качества надзора, повышение его проактивности на ранних стадиях и переход к консультирующему надзору, когда мы помогаем добросовестным участникам финансового рынка исправлять их проблемы, когда для этого еще есть возможность.

Мы понимаем, что задачу усиления и повышения финансовой устойчивости банков нельзя решить только усилиями Банка России. Важно повышать ответственность за недобросовестное поведение собственников и руководителей кредитных организаций, обеспечивать необратимость наказания за преступления.

Банковскую индустрию ждут качественные изменения – это переход к трехуровневой банковской системе: системно значимые банки, банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. Это кардинальное изменение в банковской системе, которое мы должны будем в ближайшее время плавно провести. Три основные задачи, которые мы ставим, которые мы решаем: это лучше управлять рисками, защищать права вкладчиков-кредиторов; повысить доступность кредитов, в том числе для малого бизнеса, и обеспечить справедливую конкуренцию, когда банк любого типа сможет эффективно работать и зарабатывать в своей нише.

Другая ближайшая задача – реализовать новый механизм санации. Мы рассчитываем, что он будет готов к осени, мы будем готовы его использовать. Это позволит и удешевить, и ускорить механизм санации, сделать санируемые банки привлекательными для инвесторов.

И в банковском секторе, и в целом в финансовом секторе задача состоит не только в оздоровлении и очищении, но и в создании условий для развития. В ближайшие 5 лет эта задача будет выходить на первый план.

Условия для развития: это и внедрение системы индивидуального пенсионного капитала – по сути своей добровольной системы для граждан, развитие инструментов небанковского финансирования, рынка облигаций, развитие рынка капитала, по сути дела, создание в стране длинных денег. Пока у нас длинных денег нет, и мы должны и будем делать все, чтобы создать длинные деньги.

Дальнейшее развитие платежной системы. Плавный перевод зарплат работников бюджетной сферы и социальных выплат на карту «Мир». Именно плавный, упорядоченный переход – это задача ближайшего времени. Расширение сети приема карт «Мир» за пределы России. Мы уже имеем такие планы и договоренности с другими странами.

И развитие финансовых технологий. Я об этом тоже говорила. Развитие финансовых технологий во многом будет определять конкретные меры, которые мы будем принимать в ближайшие годы. Здесь активное участие с бизнесом. Важна и законодательная поддержка, особенно в вопросах удаленной идентификации, чтобы новые технологии, электронные технологии стали возможными. Это переход к электронному документообороту на финансовом рынке. Здесь действительно у нас есть отставание, и нам надо переходить, снижать издержки для финансового сектора и в конечном счете удешевлять кредиты. Это тоже работает на удешевление кредитов.

Мы будем тестировать с рынком новые технологии, такие как распределенные реестры, на базе блокчейна, и мы уже это делаем для того, чтобы по-умному подходить к регулированию новых технологий, ограничивая рынки от рисков.

В начале своего выступления я сказала о стратегических целях Банка России. Это наши ключевые приоритеты. Вы могли заметить, что те задачи, которые мы ставили четыре года назад, и те, по которым я отчитывалась сегодня за 2016 год, и задачи на будущее, конечно, связаны друг с другом. Мы считаем очень важным соблюдать принцип преемственности, последовательности и предсказуемости. Мы, конечно, будем гибко реагировать на ситуацию. Ситуация изменчива, много неопределенности и в мире. Мы должны будем реагировать в соответствии с вызовами, которые стоят. Но последовательность нашей политики, я думаю, очень важна. Нам важно сохранить доверие как основу для развития. Для финансовых рынков это важно. Это ключевая категория – доверие для того, чтобы финансовый рынок и денежно-кредитная политика были важнейшими факторами экономического роста. Мы рассматриваем нашу политику именно как часть общей экономической политики, направленной на создание условий устойчивого долгосрочного экономического роста в нашей стране.

Спасибо большое!

Читать на сайте банка: ЦБ России

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях