Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Перед тем как приступить к отчету Банка России за 2016 год, я хочу вас поблагодарить за исключительно конструктивное партнерское взаимодействие с Банком России по изменению законодательства. Только за минувший год было принято более 40 законов, которые важны для развития финансового рынка. И только в этом году принято 10 законов, важнейших для развития финансового рынка.
Вся деятельность Центрального банка в 2016 году была направлена на решение задач экономического развития.
Прежде всего это обеспечение стабильности. Без стабильности (ценовой, финансовой) не может быть и устойчивого роста. Стабильность – это основа роста. В 2016 году показатели ценовой стабильности, а это инфляция, снизились более чем в два раза. Финансовые рынки в целом тоже были устойчивы.
Второе. Это продолжение в 2016 году политики оздоровления банковской сферы. Это сложная задача. Задача не одного года. Тот путь, который мы уже прошли, позволяет нам рассчитывать на то, что через 2–3 года мы сможем сказать, что период генеральной уборки, если можно так выразиться, банковского сектора завершен. И сможем перейти к обычной практике поддержки чистоты и порядка.
И третье, ключевое направление нашей работы – это развитие финансовых рынков. Прежде всего создание критических элементов инфраструктуры. Санкции показали нам нашу уязвимость. Видимо, мы слишком полагались на мировые рынки, и мы в короткие сроки должны были создать критические элементы инфраструктуры, которых не хватало на нашем финансовом рынке.
Конкретные наши действия отражены в отчете. Я остановлюсь в выступлении только на важнейших мерах. У нас были очень продуктивные дискуссии во фракциях, комитетах, специально созданной рабочей группе, и мы всегда готовы к диалогу.
Во время обсуждений задавались острые вопросы. Мы понимаем, что это вопросы, которые волнуют ваших избирателей, наших граждан. И поэтому готовы отвечать на них, приводить свои аргументы.
Начну же я с краткой характеристики состояния экономики. Российская экономика развернулась к экономическому росту. Производство и инвестиции растут уже несколько кварталов. Инфляция уверенно снижается.
Сейчас экономисты часто описывают текущую ситуацию выражением «показатели вернулись к докризисным уровням». Действительно, по многим показателям так это и произошло, при этом инфляция снизилась больше, чем она была перед 2014–2015 годами. Мы приложим все усилия, чтобы инфляция была стабильно низкой, при этом условии будут снижаться ставки в экономике и будет более доступным кредит.
Сейчас задача в целом экономической политики – это повысить темпы роста. Добиться, чтобы экономика росла выше 1,5–2% инерционного роста. Это можно сделать только через обновление производства, рост производительности труда, а для этого нужны инвестиции. А для инвестиций нужна низкая инфляция, поэтому ключевая задача денежно-кредитной политики – это переход от снижения инфляции до целевого уровня, чем мы занимались в 2016 году и чем мы занимаемся сейчас, к поддержке инфляции на низком уровне постоянно, чтобы и население, и бизнес в полной мере могли получить преимущества от устойчиво низкой инфляции, тогда и снизятся ставки по кредитам, удлинится стоимость кредитов.
Несколько слов о влиянии плавающего курса рубля на экономику. Этот вопрос задавали во время всех наших встреч с депутатами. К плавающему курсу, напомню, Банк России перешел в конце 2014 года, в сложнейших условиях масштабного падения цен на нефть и введения финансовых санкций. Тогда экономика потеряла около 200 млрд долларов валютных поступлений. Это приблизительно 1/3 всех валютных поступлений. Курс не мог не отреагировать на такие внешние шоки.
Плавающий курс балансирует интересы экспортеров, импортеров. Кому-то нужен крепкий курс, кому-то нужен слабый курс. Интересы участников рынка могут быть разнонаправлены, а плавающий курс как раз их балансирует. И Банк России твердо уверен в преимуществах плавающего курса. Мы считаем, что попытки воздействовать на курс, чтобы заставить его вопреки рыночным факторам двигаться в одну или другую сторону, абсолютно не полезны для российской экономики. И регулярные опросы бизнеса показывают, что важнее не слабый или сильный курс, а предсказуемость курса и волатильность курса. Мы понимаем, что колебания курса – это проблема для нашей экономики. В повышенной волатильности нет ничего хорошего, и хотя сейчас волатильность рубля ниже, чем была два года назад, ниже, чем волатильность цен на нефть (вы видите, как ходят цены на нефть), и сопоставима уже с теми странами, которые находятся на таком же уровне развития, как и мы, но, конечно, волатильность пока повышенная для реального сектора экономики. Поэтому мы поддерживаем и введение бюджетного правила, которое позволяет снизить колебания курса рубля от внешней конъюнктуры, от цен на нефть.
Второе направление нашей деятельности – развитие банковского сектора.
Для банковского сектора 2016 год стал годом возвращения к нормальным показателям деятельности. Прибыль по итогам года составила 930 млрд рублей. Действительно, большая цифра. Отмечу, что пока это было на 30% ниже в реальном выражении, чем в 2013 году. Капитал вырос на 4,2%, прекратился рост просроченной задолженности. Все это означает, что сейчас банки имеют все возможности для наращивания кредитования. Положительные тенденции усиливаются в этом году: прибыль продолжает расти. Кредит экономике значительно вырос в апреле (на 1,2%), тенденция продолжиласья в мае. Быстрее всего растет кредитование в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, транспорте и связи. И очень важно, что кредитование малого бизнеса, которое снижалось в течение прошлого года, что нас очень беспокоило, начало восстанавливаться. Ставки по банковским кредитам снижаются вслед за снижением инфляции, сейчас практически вернулись к докризисным уровням, по ипотеке – даже ниже. Сейчас ставки по ипотеке близки к историческому минимуму.
Банк России проводит активную надзорную политику. Мы абсолютно убеждены в том, что нет никаких оправданий тому, чтобы на рынке оставались банки, которые утратили устойчивость или обслуживают теневую экономику, которые обворовывают своих клиентов и приводят свою кредитную организацию к банкротству. Процесс очищения банковского сектора мы ведем несколько лет, и одно из свидетельств положительного результата проводимой политики – сохранение устойчивости банковского сектора в непростой период 2014–2015 годов: мы к тому времени уже избавились от многих слабых игроков, и многие банки, понимая, что если они будут вести неосмотрительную политику, могут лишиться лицензий, также улучшили свой риск-менеджмент, поэтому в результате у нас не возник эффект домино, когда проблемы в одних банках могли перекинуться на другие банки.
Активизация надзора не означает, к большому сожалению, что мы не сталкиваемся с новыми случаями недобросовестного поведения. В 2016 году стала острой проблема так называемых забалансовых вкладчиков, когда банки, принимая в своих офисах деньги у клиентов, проносили, что называется, их мимо кассы, не учитывали в реестре. Попросту говоря, это воровство денег клиентов. И когда мы у такого банка отзывали лицензию, выяснялось, что обязательства перед вкладчиками не учтены.
Мы совместно с АСВ и банковским сообществом сейчас прорабатываем механизмы дополнительной защиты прав вкладчиков и создания специальной информационной базы по вкладам, которая позволяла бы учитывать и видеть эту проблему, контролировать. Но этого недостаточно. На наш взгляд, необходимо введение ответственности и серьезных последствий не только для собственников и менеджеров таких банков, но и для всех тех, кто участвует в оформлении такого воровства денег клиентов – для обычных сотрудников, потому что мы видим, что они из одного банка переходят в другой банк с этими схемами. А также мы прорабатываем с правоохранительными органами вопрос, чтобы ответственность за создание забалансовых вкладов была введена в Уголовный кодекс как отдельный состав преступления.
Восстановление банковского сектора и снижение в результате активной надзорной политики числа «плохих» банков позволяют нам сейчас планировать расширение системы страхования вкладов на малый бизнес. Этот вопрос ставился очень многими депутатами во время встреч. Мы сейчас совместно с профильным комитетом Государственной Думы разрабатываем механизм страхования вкладов МСП в тех же объемах, что и для физических лиц.
Ряд громких отзывов лицензий прошлого года был связан с тем, что банк разорялся из-за того, что финансировал бизнес своих собственников. То есть привлекал деньги вкладчиков, вкладывал их в бизнес, который контролировали собственники банка. И поэтому, естественно, банк всегда к этим проектам относился, скажем так, закрывая глаза на риски. И во многом такая так называемая бизнес-модель служила причиной отзыва лицензий. Поэтому мы ввели специальные нормативы, которые ограничивают риски на бизнес собственников, и будем их достаточно жестко контролировать.
Не у всех банков, у которых есть проблемы, мы отзываем лицензии. Многие из них исправляются, в части случаев, когда есть экономическая эффективность, когда банк не основывал свою бизнес-модель на криминальном бизнесе, мы принимаем в том числе решение о санации такого банка. Сейчас на санации находятся 27 банков. И я хотела бы здесь поблагодарить депутатов Государственной Думы за принятие закона, который меняет механизм санации. Он существовал 10 лет, он показывает себя уже не очень эффективным в новых условиях, и мы с этого года начнем применять новый механизм санации в соответствии с недавно принятым законом.
За несколько лет нашей активной работы выявились и проблемы с организацией надзора внутри Банка России. Поэтому мы принимаем серьезные решения по реорганизации надзора с тем, чтобы повысить и профессионализм, и ответственность людей, которые занимаются надзором, создали Службу анализа рисков и централизуем текущий надзор.
При этом хотела бы упомянуть об еще одном важном направлении нашей работы в 2016 году, которой мы занимались с 2013 года. Это борьба с сомнительными операциями, чтобы банковская сфера перестала обслуживать сомнительные операции. И за четыре года мы видим, что объемы незаконного вывода средств за рубеж сократились более чем в 9 раз: в 2013 году это было 1 трлн 700 млрд рублей незаконного вывода средств за рубеж, в 2016 году, по последним оценкам, – 183 млрд рублей. В I квартале этого года цифра снижается, мы будем продолжать эту политику. То же самое с обналичиванием. Обналичивание за четыре года снизилось в 2,5 раза, и мы продолжаем эту борьбу.
Теперь буквально несколько слов о деятельности Банка России как мегарегулятора. Наш приоритет – устойчивое развитие не только банковского сектора, но и всех секторов финансового рынка и на этой базе формирование доступности финансовых услуг для граждан и для бизнеса, формирование длинных денег для экономики.
До 2014 года наша страна, я уже говорила, во многом полагалась на глобальные финансовые рынки. Это касалось и перестрахования, и пластиковых карт, и рейтингов. Финансовые санкции заставили нас быстрее создавать недостающие элементы финансовой инфраструктуры.
В 2016 году была создана перестраховочная компания. Центральный банк ее капитализировал, и она уже успешно работает на нашем рынке. Была перезапущена рейтинговая индустрия, и с июля этого года в регуляторных целях будут применяться национальные рейтинги. Мы заинтересованы, чтобы нашим рейтинговым агентствам доверяли инвесторы и потребители их информации.
Заработала Национальная система платежных карт. Я напомню, что в 2015 году мы перевели на обработку внутри страны все внутренние транзакции по международным платежным картам – по VISA, по MasterCard. Они теперь обрабатываются внутри страны. А 2016 год был посвящен тому, чтобы создать инфраструктуру приема собственной карты «Мир». Сейчас практически все банкоматы и POS-терминалы в торговых точках открыты для приема карты «Мир». И 2017 год – это для нас срок для массовой эмиссии карты «Мир». Я напомню, что к концу 2016 года было выпущено 2 млн карт, сейчас уже 8 млн карт. И для нас задача сейчас – плавный перевод средств бюджетников и социальных выплат на карты «Мир».
Кроме того, мы решали острые накопившиеся проблемы в небанковском финансовом секторе, прежде всего проблему ОСАГО. Вы все знаете, насколько она болезненна. Во многих регионах стали недоступны полисы ОСАГО. Мы ввели единого страхового агента в 16 регионах, где большая проблема. На наш взгляд, доступность возрастает в связи с тем, что был введен электронный полис, и страховые компании обязаны его выдавать. И в итоге у нас сейчас в 5 с лишним раз (5,2 раза) выросла выдача электронных полисов. Принят закон о приоритете ремонта. Мы будем отслеживать, чтобы он работал таким образом, чтобы права автовладельцев также были надежно защищены.
2016 год стал годом завершения формирования системы гарантирования пенсионных накоплений. Мы в систему гарантирования допустили 41 фонд из 89 подавших заявки. Был жесткий отбор. В том числе улучшалась структура управления активами в тех фондах, которые были допущены к системе гарантирования. И устойчивость системы мы проверяем также на стресс-тестах негосударственных пенсионных фондов, которые отрабатываем сейчас.
Другое планируемое нововведение, которое мы сейчас обсуждаем с депутатами, – это введение так называемой фидуциарной ответственности, то есть обязанности негосударственных пенсионных фондов вкладывать средства наилучшим, максимально выгодным образом и отвечать за упущенную выгоду, если они выбрали не лучшие активы.
У нас особое внимание к негосударственным пенсионным фондам, потому что в условиях новой демографии, наших демографических трендов, возможность обеспечить достойную пенсию пенсионеров – это источник длинных денег. Поэтому мы вышли с инициативой индивидуального пенсионного капитала. И надеемся, что законодательно это также будет поддержано.
Наводится порядок на рынке микрофинансирования, микрозаймов. Это также болезненная тема. Был введен предельный объем задолженности процентов по микрозаймам, это играет, на наш взгляд, свою цивилизирующую роль, и таким образом мы можем дальше двигаться в этом направлении.
И в завершение буквально несколько слов о будущем финансового рынка, о новых технологиях. Мы видим, что новые финансовые технологии меняют не только ландшафт финансового бизнеса, но и взаимоотношения с клиентами, образ жизни многих людей, когда финансовые сервисы становятся доступны вне зависимости от того, где живет человек. Конечно, это развивается неравномерно, прежде всего в больших городах. И важно обеспечить доступность базовых финансовых услуг и в малых населенных пунктах. Мы за этим внимательно смотрим, и подход Центрального банка заключается в том, чтобы стимулировать наши компании внедрять финансовые технологии, но при этом внимательно смотреть за рисками, потому что новые технологии сопряжены с рисками. И вы видите: риски, киберриски, кибератаки только усиливаются, поэтому у нас создан специальный центр, который работает с участниками рынка для предотвращения таких киберрисков.
И подводя итог, хочу сказать, что у Центрального банка много задач – в соответствии с законодательством только поднадзорных организаций с того момента, как мы стали мегарегулятором, у нас более 20 000. Мы осознаем, что эффективность нашей деятельности влияет и на экономический рост, и на благосостояние граждан. Поэтому ответственно подходим к стоящим перед нами задачам с тем, чтобы финансовая стабильность и развитие финансовых рынков вносили вклад в устойчивое развитие страны.
Спасибо за внимание!