Ваши деньги не вызывают доверия
Как получить наличные с карты российского банка за границей
Уехавшая за рубеж читательница Банки.ру рассказала о том, что неожиданно столкнулась со сложностями при получении наличных с карты российского банка. Как действовать в подобных ситуациях?
Уехать жить за границу и продолжить работать на российскую компанию. Такой сценарий все чаще выбирают те, чья деятельность не связана с обязательным физическим присутствием на рабочем месте. Но, как рассказала читательница Банки.ру, иностранные банки с подозрением относятся к операциям по снятию наличных и могут без предупреждения заблокировать операцию.
«Я живу в Англии, в качестве фрилансера продолжаю сотрудничать с компанией, с которой работала, будучи в России. Работодатель перечисляет мне деньги через Сбербанк, и я пользуюсь здесь своей «сберовской» картой», — рассказывает Елена.
По ее словам, при проведении безналичных операций с российским пластиком проблем не возникает, но вот при снятии денег местный банк уже несколько раз блокировал операцию. «В банкомате я пытаюсь снять нужную мне сумму денег, но операция блокируется, и деньги мне не выдают. Приходится звонить в Сбербанк, объяснять, что произошло, и ждать, когда деньги вернутся на счет. Такая история происходила уже несколько раз», — говорит она.
«Особое подозрение вызывает оборот наличных денег»
Опрошенные Банки.ру эксперты отмечают, что операции по снятию наличных традиционно относятся в банках к наиболее рискованным и потому могут быть блокированы.
Комплаенс-контроль сейчас применяется в большинстве банков, это связано с общемировой практикой борьбы с отмыванием сомнительных капиталов. Поэтому любой банк может блокировать определенные операции клиента в соответствии со своими комплаенс-процедурами, объясняет руководитель проекта департамента розничных продуктов Азиатско-Тихоокеанского Банка Елена Мельникова.
«Особое подозрение традиционно вызывает оборот наличных денег — как снятие, так и внесение. Необходимо быть готовым к обоснованию происхождения этих средств и даже к отказам в проведении операции. Четких единых значений и критериев, по которым владельцу банковской карты можно было бы ожидать «ненужных» вопросов от комплаенс-контролера, не существует. Это связано с тем, что каждый банк самостоятельно разрабатывает политику в этой области, руководствуясь рекомендациями центрального банка своей страны. Клиентов российских банков такой подход к контролю вряд ли удивит — ведь в России применяются схожие процедуры минимизации риска вовлечения в проведение сомнительных операций. Их схожесть основана на едином первоисточнике — рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору», — говорит Мельникова.
По словам директора департамента международного бизнеса СДМ-Банка Анны Колокольцевой, зарубежные и российские банки стремятся минимизировать непрозрачные и высокорискованные операции, которые могут быть связаны с уходом от налогов, отмыванием средств, полученных преступным путем, финансированием терроризма. «Снятие наличных средств с карт относится к высокорискованным операциям. Все банки устанавливают собственные лимиты на снятие наличных по своим картам и по чужим картам в зависимости от вида карты и ряда других факторов, определенных внутренней политикой банка», — говорит она.
Открыть счет в иностранном банке или не снимать наличные?
Решением может стать счет в местном банке, куда будут отправляться деньги, но в этом случае потребуется объяснить происхождение денег.
«Один из вариантов — открыть счет в местном банке и переводить средства со своего счета в российском банке на счет в местном. Так, данная операция во многих странах является разрешенной. Но и в данном случае в зависимости от политики банка, возможно, понадобится объяснить происхождение денег. Также возможно открытие счета в местном банке и перечисление денег непосредственно на данный счет. Но необходимо знать, какие операции разрешены в стране проживания, где открыт данный счет, а какие — запрещены. Так, ряд операций возможны только для счетов, открытых в банках стран ОЭСР и ФАТФ», — указывает финансовый директор BMS Law Firm Юрий Степанов.
«Необходимо учитывать, что при открытии счета у иностранных банков также существуют комплаенс-процедуры оценки будущего клиента. Плюс есть требования российского законодательства: во-первых, уведомить налогового инспектора о наличии у вас счета за рубежом и отчитаться об операциях по нему. Банк без копии такого уведомления не отправит перевод на ваш зарубежный счет. Во-вторых, придерживаться перечня разрешенных по таким счетам валютных операций, их список утвержден статьей 12 173-ФЗ. Иностранный банк в большинстве случаев будет требовать документы, подтверждающие обоснование операции (поступление либо списание средств в пользу третьих лиц)», — объясняет Елена Мельникова.
По ее словам, банк, как правило, не афиширует точные критерии (лимиты на сумму, количество операций и т. п.), на основании которых он блокирует счета и запрашивает документы. Для принятия решения комплаенс-офицер оценивает комплекс факторов. В их числе могут быть периодичность поступлений/списаний, количество контрагентов, страна контрагента, назначение платежа и другие.
Иностранные банки будут интересоваться источником происхождения средств при открытии счета, подтверждает Анна Колокольцева из СДМ-Банка. «Таким образом, открытие счета и зарубежной карты может привести к более сложным проблемам. Как банкир я советую уйти от операций снятия наличных», — говорит эксперт.
Россияне, проживающие за рубежом, активно используют для денежных переводов электронные кошельки, сообщили в пресс-службе «Яндекс.Денег».
«Сервис «Яндекс.Денег» работает везде, где есть Интернет. Поэтому фрилансеры могут использовать его, даже находясь в другой стране. Если фрилансер находится за рубежом, то рисков для оплаты и переводов нет, скорее, есть особенности в целом системы денежных переводов. По российским законам, принимать переводы от других пользователей могут владельцы только именных или идентифицированных кошельков. Сами по себе формы и страницы для приема платежей позволяют принимать деньги от всех идентифицированных пользователей электронного кошелька, а также от держателей карт, выпущенных банками России, СНГ и некоторых других стран», — рассказали в пресс-службе компании.
Источник публикации: Banki.ru