Русский Стандарт представляет статистические данные по динамике бесконтактных платежей по всем банковским картам в своей эквайринговой сети (одна из крупнейших в России) в 2016 году, а также исследование роли мобильных платежных сервисов в развитии этой технологии в целом. Дополнительно в исследовании приведен ряд примеров поведенческой модели держателей карт банка Русский Стандарт.
Как растет в течение года
2016 год стал революционным годом в истории развития бесконтактных платежей в России: доля таких операций от всех транзакций по банковским картам в эквайринговой сети Русского Стандарта выросла более чем в 2 раза: с 1,25% (в 2015 году) до 2,57% (в 2016 году). Двукратный рост отмечается как в обороте, так и по количеству транзакций. Это связано с тем, что люди оценили удобство мгновенной оплаты покупок (без необходимости ввода пин-кода), особенно в таких сегментах, как фастфуд и ритейл.
Настоящий прорыв в развитии бесконтактных платежей по банковским картам произошел осенью 2016 года, когда в России запустились инновационные мобильные платежные сервисы, позволяющие оплачивать покупки при помощи смартфонов. Распределение доли количества бесконтактных платежей по году выглядит так:
При этом надо отметить, что рост последних трех месяцев был обеспечен, в том числе, и за счет бесконтактных платежей по банковским картам, выполненных с использованием мобильных телефонов.
Сегодня около 20% держателей кредитных и дебетовых карт банка Русский Стандарт активно пользуются мобильными платежными сервисами. В среднем с помощью смартфона они совершают 18,3 транзакций в месяц.
Средний чек и популярные сегменты
В 2016 году в эквайринговой сети банка Русский Стандарт средний чек оплаты по картам («контактным способом») составил 1 198 рублей, средний чек оплаты бесконтактным способом – 448 руб., а средний чек оплаты смартфоном – 1 314 рублей.
Кроме того, банк Русский Стандарт изучил средний чек в традиционно самых популярных покупательских сегментах. Вот, что получилось.
Самым популярным сегментом является «ритейл». В нем отдельно выделен сектор «супермаркеты». Средний чек здесь по картам («контактный способ») составил 1 805 рублей, по бесконтактным платежам – 1 331 руб., а при оплате смартфоном – 1 056 руб.
Еще один популярный сегмент «рестораны». Здесь в качестве примера взят сектор «фастфуд». Здесь средний чек по картам («контактная оплата») – 350 рублей, по бесконтактным платежам – 325 руб., а при оплате смартфоном – 363 руб.
На третьем месте сегмент «развлечения». Здесь средний чек по картам («контактный способ») составил 1 499 рублей, по бесконтактным платежам – 725 руб., а при оплате смартфоном – 602 руб.
Отдельно хотелось бы отметить, что при анализе покупательской активности и характера покупок, совершенных при помощи смартфонов, был выявлен еще один популярный сегмент: АЗС – автозаправочные станции/СТО – станции техобслуживания. Средний чек оплаты мобильным телефоном здесь – 1 226 рублей.
География
По итогам 2016 года большинство бесконтактных транзакций по банковским картам в эквайринговой сети банка Русский Стандарт было совершено в Москве и области (доля по количеству операций – более 50%), средний чек составил 453 рубля.
Затем:
- Санкт-Петербург, 504 рубля;
- Казань, 279 рублей;
- Новосибирск, 174 рубля;
- Екатеринбург, 291 рубль.
Отдельно банк проанализировал географию распространения бесконтактных платежей, выполненных мобильным телефоном. По данным Русского Стандарта, большинство транзакций с помощью смартфонов в 2016 году совершили жители Москвы (доля по количеству операций – около 40%), в столице средний чек по таким покупкам составил 1 104 рубля.
Затем:
- Санкт-Петербург, 1 113 рублей;
- Казань, 712 рублей;
- Екатеринбург, 563 рубля;
- Нижний Новгород, 245 рублей.
Важно отметить, что в первые годы запуска бесконтактной технологии оплаты по картам (начиная с 2011 года) серьезно прирастало количество крупных банков-эмитентов, а в последние годы, например, в 2016 году рост показателей идет за счет появления мобильных платежных сервисов, количества транзакций, оборота и среднего чека.
Банк Русский Стандарт основан в 1999 году. Сегодня Русский Стандарт является одним из ведущих национальных банков на рынке обслуживания населения и занимает лидирующие позиции в области кредитования. Банк создал и внедрил новые потребительские стандарты финансовых услуг, клиентами Русского Стандарта по программам потребительского кредитования стали уже более 28 млн человек. Банк выпустил для своих клиентов более 46 млн банковских карт и сегодня предлагает выбор из более чем 40 видов карт – от инновационных комплектов услуг для широких слоев населения «Банка в кармане» и «Транспортной карты» до статусных карт платежных систем American Express и Diners Club. Помимо кредитных и сберегательных продуктов Банк делает ставку на развитие расчетных услуг, высокотехнологичных финансовых сервисов и предлагает инновационные решения в области платежей и переводов, а также различных каналов ДБО. Подробная информация о банке Русский Стандарт представлена на официальном сайте https://www.rsb.ru/