За I квартал 2017 года в Банк России поступило 29,4 тыс. жалоб и обращений в отношении некредитных финансовых организаций (НФО) и участников корпоративных отношений, что на 13% превышает количество жалоб, поступивших в IV квартале 2016 года (26 тыс.), и при этом на 45% больше, чем количество жалоб, поступивших в I квартале 2016 года.
Согласно отчету Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, доля жалоб, поступающих на страховые организации, продолжает оставаться высокой по сравнению с другими секторами НФО (81%). На втором месте по объему жалоб находятся микрофинансовые организации (11%). На остальные сектора приходится 8% всех обращений.
Доля жалоб на деятельность страховых организаций в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 3 п.п., а по сравнению с IV кварталом 2016 года – на 7 процентных пунктов. Среди них наибольшее число (89%) связано с обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО), где более половины жалоб (51%) приходится на неверное применение скидок за безаварийную езду (коэффициента «бонус-малус»). При этом примерно треть (29%) составили жалобы относительно оформления услуги ОСАГО в электронном виде.
В отношении микрофинансовых организаций (МФО) доля жалоб по сравнению с предыдущим кварталом сократилась на 4 процентных пункта. Наибольшее число поступивших жалоб в этом сегменте касается возврата задолженности по договору микрозайма (49% от жалоб в отношении МФО), а также деятельности по привлечению денежных средств организациями, не включенными в реестр МФО (13% от общего числа жалоб в отношении МФО).
С марта 2017 года жалобы на кредитные организации (КО) начали поступать через единые центры сбора и обработки обращений Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Большинство из них связано с вопросами потребительского кредитования. Среди вопросов потребительского кредитования самыми распространенными являются жалобы на невозможность погасить кредит и на навязывание дополнительных услуг, в том числе услуг страхования.
По данным отчетов, предоставленных Контактным центром Банка России, в I квартале 2017 года поступило 41,5 тыс. звонков, что на 5,1% меньше аналогичного показателя 2016 года.
По результатам рассмотрения жалоб на НФО Банк России направил поднадзорным организациям более 1 тыс. предписаний об устранении нарушений и (или) недопущении нарушений законодательства Российской Федерации, а также составил 1,2 тыс. протоколов об административном правонарушении.