Комментарий Начальника управления эксплуатации процессинга А.М.Стекольниковой на портале "Банки.ру"

Новости СДМ-Банка

Я вся такая внезапная...

Россияне полюбили спонтанный интернет-шопинг

Россияне занимаются интернет-шопингом, чтобы заполнить досуг. Новый тренд заметили в компании «Яндекс.Деньги». По информации компании, все больше платежей уходит в адрес зарубежных онлайн-площадок, которые формируют новые сценарии потребления, ранее нехарактерные для Интернета. Опрошенные Банки.ру эксперты отмечают, что такой шопинг может быть отдушиной, но способен нанести существенный урон личному бюджету.

«По пути на работу листаю картинки…»

Благодаря тому, что совершать покупки в Интернете становится все проще, а магазины предлагают все больший ассортимент, такое явление, как shopping entertainment, стало характерно для электронной коммерции.

На рынок пришли магазины, которые формируют shopping entertainment в Интернете, рассказала Банки.ру директор по развитию компании «Яндекс. Деньги» Мария Грачева. Она объясняет механизм возникновения такого сценария. «По пути на работу я просто листаю картинки, вижу красивое платье и тут же заказываю его. Для созревания решения практически не требуется времени, а низкая цена не требует долгого поиска более выгодного предложения. Да, пусть покупку привезут не завтра, а через две недели, но я верю и жду, у меня гарантия возврата денег и доверие к продавцу и системе», — говорит она.

По словам Грачевой, такой «беззаботный» формат шопинга — заслуга AliExpress и других китайских ретейлеров.

«Они создали совершенно новый сценарий поведения, подход к выбору и формат потребления, которого раньше не было в России. Особенно — в сфере торговли одеждой и обувью, которые сейчас растут быстрее остальных сегментов. Кроссбордерная интернет-торговля полезна для развития рынка в целом: мелкие предоплаты воспитывают у покупателя правильные ожидания, а продавцам помогают развиваться без лишних кассовых разрывов», — отмечает Грачева.

По информации «Яндекс.Денег», кроссбординг-торговля (транснациональная торговля) уже показала взрывные результаты и продолжает расти. Доля трансграничной торговли выросла с 8% (20,7 млрд рублей) в 2010 году до 33% (303,6 млрд рублей) в 2016-м. «Кроссбординг не каннибализирует существующий покупательский опыт, а формирует совершенно новый сценарий», — считает Грачева.

AliExpress конкурирует не с местными интернет-магазинами, а с другими способами времяпрепровождения, утверждает директор по развитию AliExpress Russian в России и СНГ Марк Завадский.

«По части товарного предложения мы конкурируем не с утилитарным российским e-commerce, а с развлекательными сайтами и офлайновыми развитыми торговыми центрами, в которые люди приходят провести время. Мы видим это по результатам соцопросов и отзывам покупателей», — говорит Завадский.

Что покупаем, зачем покупаем

Согласно исследованию GfK Rus и «Яндекс.Маркета», в зарубежных магазинах россияне в первую очередь покупают одежду и обувь, детские товары, косметику, товары для дома и сада. В российских магазинах покупают одежду, косметику, мелкую бытовую технику и товары для здоровья. Телефоны и планшеты в зарубежных магазинах в 2016 году заказывали не больше, чем раньше, а вот в российских магазинах — меньше.

В 2016 году 64% российских интернет-покупателей совершили хотя бы одну незапланированную покупку. Женщины предсказуемо оформляли заказы спонтанно чаще мужчин: 70% против 58%. Респонденты говорят, что к импульсивным покупкам их подталкивали скидки и акции магазинов.

Чаще всего спонтанно покупают косметику и парфюмерию — доля незапланированных заказов в этих категориях составляет 44%. Одежду, обувь и товары для детей тоже приобретают, не планируя: в этих категориях доля импульсивных покупок составляет 43% и 38% соответственно.

Шопинг как предвестник нищенской пенсии

Если онлайн-шопинг превратился в развлечение, стоит задуматься о том, как это отражается на личном бюджете, советует персональный финансовый консультант Наталья Смирнова.

«Если расходы на такой шопинг не влияют на достижение финансовых целей (скажем, человек тратит одну тысячу в месяц, но на цели откладывает 12 тысяч, и этого хватает, чтобы выйти на реализацию цели в нужном объеме и в нужный срок), то можно продолжать. Особенно если это реально выступает как мотиватор или отдушина, а иные отдушины обошлись бы дороже. Скажем, на какие-то иные развлечения человек мог бы тратить существенно больше», — говорит она.

С другой стороны, отмечает эксперт, шопинг онлайн не всегда способствует саморазвитию, так что, возможно, человек мог бы найти иное хобби, пусть и более затратное, но которое бы повысило его знания и позволило бы в будущем больше заработать. «Если же шопинг отвлекает большую часть бюджета, придется ответить себе на вопрос: что важнее — шопинг или долгосрочные цели (обучение детей, расширение жилплощади, пассивный доход и т. д.). И если человек ответит, что шопинг здесь и сейчас важнее, тогда это его выбор, что дети могут остаться без образования, а сам он будет жить на нищенскую пенсию», — резюмирует эксперт.

«Клиенту даже не надо заходить в телефон»

Можно однозначно сделать вывод, что траты на покупки в сети Интернет в последний год выросли. Этому также способствовало развитие финансовых технологий, говорит начальник управления эксплуатации процессинга СДМ-Банка Анна Стекольникова.

«Развитию интернет-торговли способствуют как новые платежные технологии, так и положительный опыт пользователей в части безопасности платежей в Интернете. Чем проще совершить платеж, тем меньше времени проходит с момента принятия решения до совершения покупки. В Интернете вы совершите покупку быстрее, нежели в обычном магазине», — указывает эксперт.

«Для российского интернет-бизнеса явление shopping entertainment пока ново, но и среди зарубежных (в том числе крупнейших) онлайн-магазинов такая практика слабо распространена — и вовсе не факт, что это станет трендом», — говорит инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов. По его мнению, shopping entertainment пока остается прерогативой офлайн-магазинов, а главными конкурентными преимуществами e-commerce и в России, и за рубежом остаются уровень цен и возможность выбрать из максимально широкого ассортимента товаров не выходя из дома.

Никонов отмечает, что конкуренция за спрос между зарубежными и отечественными интернет-магазинами идет в основном в сегментах электроники, мелкой бытовой техники, товаров для дома, одежды и обуви. Средний чек при этом составляет до 22 евро — на такие покупки пришлось около 60% от общего числа заказов в I квартале 2016 года, еще 20% заказов — в категории до 55 евро (по данным Ассоциации компаний интернет-торговли). «Россияне все чаще отдают предпочтение зарубежным интернет-магазинам из-за разницы в цене, разнообразия ассортимента и меньших рисков мошенничества. Ценовое преимущество достигается за счет неравной налоговой нагрузки, которая позволяет даже с учетом девальвации рубля предлагать цены на 15—20% ниже российских интернет-магазинов», — поясняет эксперт.

Основные тренды на рынке российского e-commerce формируются за счет осознания выгод потребителем и безопасности использования безналичных платежей в Интернете, утверждает специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления Сколково Егор Кривошея.

«Способствуют этому во многом растущее количество мобильных приложений ретейлеров, сайтов-агрегаторов предложений, мобильные технологии и развитие Р2Р. Появляются сервисы, позволяющие заказать товары, которых нет в России, и помочь привезти их с ближайшим попутчиком. Онлайн-торговля становится проще, клиент это видит, отвечая повышением активности и спроса на электронную коммерцию. Новейшие технологии становятся настолько простыми, что клиенту даже часто не надо заходить в телефон для совершения заказа, как, например, с Amazon Buttons. Крупнейшие офлайн-ретейлеры тоже осознают важность онлайн-рынка, поэтому начинают скупать маркетплейсы и онлайн-площадки», — рассказывает Егор Кривошея.

По его мнению, при условии дальнейшего развития рынка, которому в том числе способствуют новые платежные технологии (например, Apple Pay, Samsung Pay, позволяющие не вводить данные онлайн при каждой покупке), в России возможно наступление будущего, где офлайн-ретейл уйдет на второй план. Для качественного скачка необходим универсальный Р2Р или даже неограниченный маркетплейс.

«В прошлом году мы разработали сценарии безналичной экономики в России до 2030 года. И в одном из сценариев, который мы назвали ярмаркой, может произойти децентрализация экономики, которая приведет к активному росту электронной коммерции. В альтернативном случае, при консолидации рыночной силы у крупных игроков, может образоваться единая платежная платформа, в которую будут вписаны и каналы электронной торговли. Ретейлерам — и офлайн, и онлайн — важно понимать эти альтернативы и смотреть на изменения, которые спрятаны за ростом или падением среднего чека и других ключевых показателей рынка», — заключает Егор Кривошея.

Источник публикации: Banki.ru

Читать на сайте банка: СДМ-Банк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях