За прошлый год в Банк России поступило 100,2 тыс. жалоб в отношении некредитных финансовых организаций и участников корпоративных отношений, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, отмечается в годовом отчете Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Несмотря на то что доля жалоб на деятельность страховых организаций сохранилась на сравнимом с 2015 годом уровне (78%), в количественном измерении их стало на 47% больше, чем годом ранее. В основном рост произошел за счет жалоб и обращений по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), число которых увеличилось в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом. В основном причинами жалоб в этом сегменте стали применение неверного значения КБМ (скидки за безаварийную езду) при расчете страховой премии по ОСАГО (рост в 2 раза) и отказы в заключении договора, в том числе по причине отсутствия бланков полисов (рост в 1,7 раза).
Доля жалоб в отношении микрофинансовых организаций увеличилась на 3 процентных пункта по сравнению с 2015 годом и составила 12%. Их количество также значительно выросло и достигло 11,9 тыс. Наибольшее число поступивших жалоб в отношении микрофинансовых организаций касается возврата задолженности по договору микрозайма (44% от всех жалоб в отношении МФО), а также соблюдения условий договора микрозайма (12%).
По результатам рассмотрения жалоб Банк России направил поднадзорным организациям более 8 тыс. предписаний об устранении нарушений и (или) недопущении нарушений законодательства Российской Федерации, а также составил 5,1 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов на некредитные финансовые организации в связи с рассмотрением обращений в 2016 году составила более 200 млн рублей.
В Контактный центр Банка России в 2016 году поступило 193,8 тыс. звонков, что на 5,5% больше аналогичного показателя 2015 года.