28 февраля в рамках деловой программы Российского инвестиционного форума «Сочи-2017» состоялась пресс-конференция президента-председателя правления «Почта Банка» Дмитрия Руденко, где он подвел финансовые итоги деятельности банка за 2016 год. Чистая прибыль в десять раз превысила плановый показатель и составила 1,2 млрд рублей. Чистый операционный доход вырос на 54%, до 20 млрд рублей (против 13 млрд по итогам 2015 года). Активы превысили 114 млрд рублей (+82% год к году).
Кредитный портфель банка в 2016 году увеличился на 59% и превысил 116 млрд рублей. Основным драйвером роста портфеля стали кредиты наличными, портфель которых достиг порядка 94 млрд рублей (+68%). Портфель POS-кредитов увеличился на 19%, до 16 млрд рублей, кредитных карт – на 58%, до 6,5 млрд рублей. Общее количество продаж кредитов выросло год к году на 24% (+45% в объеме выдач).
Портфель клиентских пассивов составил 36,5 млрд рублей. 25,6 млрд рублей банк привлек во вклады, 7 млрд рублей на сберегательные счета, 3,9 млрд рублей – на текущие счета населения. «Привлечение средств населения - важный для «Почта Банка» сегмент бизнеса. Заложенный в бизнес-план на 2016 год показатель мы превзошли на 47%. Почтовые банки мира, как правило, являются расчетно-сберегательными. Например, Японский почтовый банк является одним из крупнейших депозитных банков мира, а наши китайские коллеги привлекли порядка 500 млн клиентов за 10 лет. Нам есть, на кого ориентироваться в развитии этого направления», - подчеркнул президент-председатель правления «Почта Банка» Дмитрий Руденко.
Стоимость риска кредитного портфеля за год сократилась с 13% до 9,7%. Корректировка скоринг-процедур и новый подход к ценообразованию позволили банку привлечь более качественный клиентский поток. Его изменение фиксируются с момента открытия точек присутствия в почтовых отделениях (II квартал 2016г).
Клиентская база «Почта Банка» в 2016 году выросла более чем на 1 млн человек и превысила 3,3 млн клиентов. Доля мужчин в клиентской базе на 10% выше, чем женщин (соотношение 55% на 45%). 45% клиентов проживают в городах с населением менее 100 тысяч человек, а также в сельской местности. Ядро клиентской базы (44%) составляют люди активного трудоспособного возраста. 31% приходится на долю клиентов моложе 30 лет. 25% клиентов сегодня составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста, однако в будущем, в соответствии со стратегией развития банка, их доля достигнет 30%.
На пресс-конференции о ходе реализации банковского проекта на почте рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» по финансовому бизнесу Владимир Салахутдинов. Он отметил высокие темпы развития сети банка в почтовых отделениях, а также вклад банка в модернизацию почты. «Достаточно взглянуть на географию присутствия почтового банка, чтобы понять, что он действительно нацелен на работу с регионами, с небольшими городами. Несмотря на значительные инвестиции в развитие, банк уже прибыльный, а инфраструктурный платеж Почте России в прошлом году составил более 750 млн рублей, утверждённая стратегия предусматривает его кратный рост на протяжении следующих лет», - сказал Владимир Салахутдинов.
По словам Дмитрия Руденко, региональная сеть банка за отчетный период увеличилась более чем в 10 раз, до 6310 точек присутствия. Ее развитие полностью финансировалось за счет текущей прибыли. Рост сети стал ключевым драйвером роста кредитного и депозитного портфелей. Она уже охватила 2152 населенных пункта (66% из них – в сельской местности), ежемесячно банк открывал по 160 новых клиентских центров в отделениях почтовой связи. Сегодня «Почта Банк» обладает второй по величине розничной сетью на российском банковском рынке.
Он также рассказал о том, что «Почта Банк» уделяет большое внимание развитию диджитал-каналов. Через web-канал в 2016 году было выдано 20% кредитов наличными (порядка 12 млрд рублей), а клиентами интернет- и мобильного банка стали почти 900 тысяч человек. Половина из них оформили виртуальную карту для совершения покупок в интернете, которые защищены «Пакетом онлайн-покупателя». Объем платежей и переводов в дистанционных каналах составил 9 млрд рублей. Банк привлек 3 млрд рублей на депозиты с помощью мобильного приложения (12% от общего объема вкладов).