Председатель ассоциации кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан Флюр Галлямов – в совместном проекте «Интервью» сайта и телеканала РБК-Уфа.
Руслан Рахимов (телеканал РБК-Уфа): Флюр Фанавиевич, каким был для банковского сообщества 2016? Чувствовался ли кризис? Флюр Галлямов: Если мы говорим про кризисный год, значит он кризисный для всех отраслей, в том числе и для банковской отрасли. В то же время, в банковской системе происходили и положительные моменты. К ним можно отнести то, что законодательство в отношении регулирования банковской системы становится все более понятным и эффективным. В целом банковская система в этом году прибыльная – это тоже плюс.
В то же время банки, которые не уверены в себе и являются более слабыми, покидают рынок. Причины этого самые различные: у кого-то недостаточно ликвидности для того, чтобы выдержать кризис, у кого-то не выполняются нормативы, в каких-то банках выводили активы, и они покидали рынок по естественным причинам – более 100 банков в целом покинули рынок. Рынок потихоньку вычищается от недобросовестных и неликвидных банков.
Рушана Ибраева (сайт РБК-Уфа): Как клиент может спрогнозировать, будет у банка отозвана лицензия или нет. Каким критериями он должен руководствоваться, прежде чем банк принести в банк свои средства. Юридических лиц это касается тоже. Флюр Галлямов: Оценить банк может только специалист, который имеет сведения о выполнении нормативов, о состоянии активов, о состоянии ликвидности, то есть имеет доступ к отчетности и разбирается в ней. Неспециалисту очень сложно сказать, какая ситуация у банка, в то же время, если банк получил определенный рейтинг, прошел плановую проверку, имеет ликвидность, можно с уверенностью сказать, что он нормально управляем. Но время сейчас кризисное, сложное, поэтому я бы порекомендовал клиентам-физическим лицам полагаться на гарантии, которые дает государство через агентство страхования по вкладам, то есть в рамках 1,4 миллиона рублей. И выбирать ставку, которая для них приемлема.
Руслан Рахимов: Раз уже заговорили о физических лицах, хотелось бы услышать ряд цифр - ключевых финансовых показателей для банков. Как у нас меняется объем вкладов населения? Как меняется объем выданных кредитов? Флюр Галлямов: Произошел прирост по вкладам, как по России, так и по Башкирии. За девять месяцев их объём вырос на 4,7% до 320 млрд рублей. Конечно, это больше номинальный рост, потому что у нас инфляция имеет место быть.
Руслан Рахимов: В чем жители нашего региона предпочитают хранить деньги, в какой валюте? Флюр Галлямов: Сегодня 97%, по некоторым оценкам 95% – это рублевые накопления. Я лично дал бы такой совет: разделил свои вложения на стратегические и операционные. Стратегические - это то, на что ты планируешь обучить своих детей, купить дом, построить завод, операционные – деньги, которые ты тратишь повседневно, покупаешь телевизор, еду и так далее. Если мы говорим про стратегические деньги, которые ты намерен потратить в течение 20 лет, то давайте посмотрим, что происходило в последние 20 лет. В 1998 году
доллар стоил 6 рублей, сегодня стоит 60, он вырос в 10 раз, грубо говоря, 50% годовых в рублевом эквиваленте. Если мы говорим про операционные деньги – это год, два, три, то, конечно, нет никакой необходимости их держать в
долларах и
евро. Поэтому люди это интуитивно понимают и держат деньги в рублях, и правильно делают.
Рушана Ибраева: То есть в целом у нас мало людей, которые делают стратегические запасы? Флюр Галлямов: Стратегов мало, это в основном инвесторы, а инвесторов как всегда бывает небольшое количество.
Руслан Рахимов: Что насчет кредитования? Флюр Галлямов: Кредитование в целом по всей системе - и по физичеким лицам, и по юридическим, снизилось на 8%. Здесь идет ужесточение ликвидной политики со стороны регулятора, это обязывает банки более строго подходить к обеспечению выдаваемых кредитов, к финансовому состоянию предприятий. А в такое кризисное время предприятиям сложно и найти обеспечение, сложно получить прибыль - многие предприятия находятся в состоянии, когда вынуждены выживать.
Руслан Рахимов: Как изменилась ипотека? Флюр Галлямов: Количество выданных в прошлом году ипотечных кредитов по сравнению с 2015 выросло на 30%. Это в основном происходит из-за того, что накопился отложенный спрос на покупку квартир, ну и процентная ставка снизилась за год на 1,5%.
Рушана Ибраева: И цены на рынке недвижимости снизились. Флюр Галлямов: Согласен, на 5% на 6% снизились с начала года, все это повлияло на увеличение роста ипотечных продаж.
Рушана Ибраева: 2015 год для банков был, наверное, одним из самых тяжелых, наблюдалось сокращение как персонала, так и количества офисов. В 2016 году эта тенденция переломилась? И что ждет банки в дальнейшем? Флюр Галлямов: В 2016 году такая динамика продолжилась – закрылось не меньше офисов, чем в 2015 году, я думаю даже более. Если мы говорим про ближайшее будущее, то количество офисов будет снижаться из-за двух моментов. Первый - сокращается само количество банков, соответственно офисов, далее, некоторые крупные государственные банки заявили о том, что они будут сокращать офисы и персонал. Второй момент – банки сейчас делают ставку на развитие своих дистанционных каналов продаж, и это будет влиять на снижение количества офисов в физическом варианте.
Руслан Рахимов: Вернемся к тебе бизнеса. Наверняка знаете, на что брали кредиты бизнесмены. Какие сейчас проекты реализуются? Флюр Галлямов: Региональные банки не работают с государственными корпорациями, такими как Башнефть, Газпром - у них другие объемы и ставки. Зона интересов региональных банков – клиенты из среднего и малого бизнеса, занимающиеся строительством, производством определенных элементов для разных отраслей, переработкой, торговлей. Всего, что связано с новыми проектами, в 2016 году было очень мало. В основном деньги требовались для поддержания обортных средств, для ликвидации кассовых разрывов – то есть для того, чтобы выжить. Надеюсь, в 2017 ситуация будет интереснее.
Рушана Ибраева: В государственных проектах на уровне Республики Башкортостан вы участвуете? Флюр Галлямов: Мы с удовольствием заявляем о том, что всегда готовы к участию в различных республиканских программах, но пока их мало.
Рушана Ибраева: Чего не хватает региональным банкам, чтобы активнее участвовать в кредитовании реального сектора экономики? Флюр Галлямов: Я думаю, что капитала и денег хватает, просто должен быть еще и инвестиционный дух у среднего и малого бизнеса, они должны приходить, просить, задавать какую-то планку, но сегодня этой активности мы не видим.
Рушана Ибраева: Сейчас региональные банки становятся филиалами крупных банков, либо привлекают крупных инвесторов, которые входят в их капитал. Вы возглавляете один из немногих банков, который остается региональным с головным офисом в Уфе. Есть ли будущее у региональных банков вне крупных инвесторов и вне крупных корпораций? Флюр Галлямов: У нас всего 5 банков, имеющих прописку в Республике Башкортоста (после принятия решения о присоединении «Башпромбанка», к «Уралсибу» в республике осталось зарегистрированными 4 банка: «Башкомснаббанк», «Социнвестбанк», «Промтрансбанк», «Уралкапиталбанк» - прим.ред). Они все состоятельные, самодостаточные, нормативы выполняют, проверки прошли более-менее успешно, они продолжают работать. ?
Все банки просуществовали на сегодняшний день кто-то 20 лет, кто-то 25 лет, они научилис работать, создавать прибыль и капитал, прошли кризис 1998 года, 2004 года, 2008 года, сегодня уже четвертый-пятый кризис идет. Я думаю, это тот костяк, который должен остаться, не зря же он выдержал все эти 20-25 лет. Сегодняшний кризис, в моем представлении, он больше надуманный, искусственный, если сравнивать его с тем, что было в 90-ых годах. Технологии в банковской системе были первобытные, финансовой грамотности населения практически не было. Что нам сейчас мешает потихоньку расти в экономике? Ничего не мешает. Все соответствует, все сопутствует, есть региональные банки, которые выжили, я думаю вопрос только в том, чтобы было желание у самих банкиров развиваться, было желание у клиентов развиваться и смотреть на будущее оптимистично. Хотя я информированный пессимист, надежды у меня такие положительные.
30 января 2017 г.