«В России жив стереотип, что начинать бизнес страшно, хотя нет ничего невозможного»
В сентябре 2015 года в ООО КБ «Юниаструм Банк» сменился акционер. О том, что за год изменилось в банке, почему женщина в бизнесе надежней мужчины и как кризис сказался на компаниях МСБ «Ъ-Волга» рассказала первый заместитель председателя правления банка Наталья Карасева.
- «Юниаструм Банк» называет работу с малым и средним бизнесом своим приоритетным направлением. Как развивался сегмент МСБ в этом году и что изменил в своей работе банк, чтобы стать весомым игроком на рынке субъектов МСП?
- В Едином государственном реестре юридических лиц сейчас насчитывается порядка 5,5 млн объектов частного предпринимательства. Объемы кредитования бизнеса в первом полугодии примерно соответствуют объемам того же периода прошлого года. Ситуация более или менее стабильна. Сложно назвать это ростом, но и сказать, что рынок стагнирует было бы не справедливо.
После того, как в «Юниаструм Банке» сменился акционер и было принято решение сконцентрировать внимание на МСБ, мы провели множество различных мероприятий для того, чтобы переориентировать банк на работу со средним и малым бизнесом. С компаниями МСБ банк работал всегда, у нас огромный опыт, мы знаем этот сегмент и умеем с ним работать. Но конкуренция достаточно жесткая, и нам нужно было усиливаться и активизироваться, чтобы оставаться успешными и эффективными. Для этого, во-первых, была набрана новая команда, в банк пришли профессионалы с опытом эффективной работы в первую очередь с малыми и средними предприятиями. Во-вторых, мы изменили и актуализировали продуктовую линейку, чтобы предлагать рынку самые востребованные комплексные услуги. Например, начали выдавать гарантии, полностью обновили депозитную и кредитную линейки, запустили множество новых продуктов, в том числе различные виды овердрафта, сделали максимально удобным процесс открытия счета для юридических лиц - сегодня в «Юниаструм Банке» счет можно открыть онлайн, и многое другое.
- Есть ли сегодня в банке какие-то особенные программы для предпринимателей?
- Мы сконцентрировались на программе комплексной поддержки бизнеса и сотрудничестве с организациями, предоставляющими инструменты господдержки как на федеральном, так и на региональном уровнях: Корпорацией МСП, ОПОРА РОССИИ, фондами поддержки предпринимателей, региональными администрациями. Государство предлагает множество различных мер господдержки – это гранты, субсидирование ставок, субсидирование взносов на развитие бизнеса и т.д. Существует множество различных программ, как говориться, на любой «вкус и цвет», когда мы начали собирать информацию, то насчитали более 200. И если это было непросто для нас, то для предпринимателя самостоятельный поиск оптимального комплекса продуктов – задача практически сложно выполнимая и очень трудоемкая.
А мы стараемся работать как «единое окно» для клиента, то есть предлагаем не просто кредит или РКО, а целый комплекс, который, помимо программ господдержки, включает в себя и преференции от наших партнеров – бухгалтерских, консалтинговых, юридических и прочих компаний. Мы рассказываем, какой пакет документов нужен предпринимателю для участия в определенной программе господдержки, делая процесс получения субсидии максимально быстрым и удобным для клиента.
- Тяжело работать с госорганами?
- Это уже устаревший стереотип. Мы легко находим общий язык со всеми региональными органами власти и госкорпорациями, в которые обращаемся. Они же тоже заинтересованы в поиске перспективных проектов, в освоении выделяемых на поддержку субъектов МСП бюджетных средств и в финансировании именно тех отраслей экономики, развитие которых необходимо для региона.
- Ваш флагманский продукт - «Женщина в бизнесе». Почему вы сделали ставку именно на слабый пол, и чем жений бизнес отличается от мужского?
- Женщины, также как и мужчины, начинают и успешно ведут бизнес в самых различных отраслях. Но в социальном предпринимательстве, которое так необходимо для каждого города и региона, женщины традиционно сильнее. Детские сады и клубы, реабилитационные центры, центры ухода за пожилыми людьми и инвалидами и т.п. – преимущественно «женские» сферы. Так уж мы устроены.
Кроме того, по банковским аналитическим исследованиям самый надежный заемщик – это женщина 35 лет и старше, у которой есть семья и дети. Такие предпринимательницы уже опытны, успешны и ответственны. Благодаря, возможно даже женской интуиции и чутью, они могут найти необычные ниши и создать прибыльную компанию. Я сейчас достаточно много встречаюсь именно с такими предпринимательницами, слышу их истории о создании и становлении бизнеса. Бывают совершенно нестандартные случаи. Например, одна из предпринимательниц продала свою квартиру в Санкт-Петербурге, купила в области небольшое поместье. Там она выращивает травы, производит из них специи, которые пользуются спросом даже за рубежом. Полностью локализованное производство, более 150 рабочих мест, постоянно растущая прибыль.
Программу «Женщина в бизнесе» мы запустили не так давно, всего 4 месяца назад. Хорошо помню нашу первую предпринимательницу – удивительную женщину из Ижевска, которая открыла реабилитационных центр для перенесших инсульт и, на его базе, школу сиделок. Она сделала этот, замечательный и такой необходимый проект, коммерчески успешным и сейчас занимается расширением бизнеса.
- Многие банки в принципе не верят в малый бизнес, ведь у него, как правило, нет активов. Почему вы верите?
- Здесь важно разделять микропредприятия и предприятия малого и среднего бизнеса. Большинство микропредприятий в финансировании, на самом деле, не нуждается, им вполне подойдет и потребительский кредит, поскольку потребности небольшие. Мы делаем акцент именно на малых предприятиях, они чуть крупнее, у них уже есть активы. Наш целевой заемщик - тот, который уже создал бизнес и теперь хочет либо его диверсифицировать, либо расширить.
Приведу пример успешного бизнеса, который развивался в прямом смысле у меня перед глазами. Я водила ребенка в детский клуб, который открылся в одном из подъездов нашего дома. По сути это была четырехкомнатная квартира. Услуги там предоставлялись качественно, и детям и взрослым очень нравилось. Предпринимательница набрала базу и переехала в помещение побольше. А потом она получила заем и открыла полноценный детский сад. Вот это - правильное развитие нужного, востребованного и при этом социально ориентированного бизнеса.
- И насколько успешна ваша работа, начали ли приносить прибыль банку все те изменения, о которых мы говорили в начале интервью?
- Лучше меня здесь «скажет» финансовый результат: за 9 месяцев 2016 года чистая прибыль достигла 1 млрд рублей, капитал вырос до 12 млрд руб. Мы существенно увеличили приток новых клиентов. Кредитный портфель МСБ вырос практически на 50% в основном за счет новых клиентов. У нас появился довольно серьезный корпоративный портфель, которого раньше не было. Политика предыдущего акционера не позволяла банку кредитовать компании среднего бизнеса, ближе к корпоративным. А сейчас мы начали с ними работать, и портфель вырос на 30%.
- Не секрет, что малых предприятий в России значительно меньше, чем в других развитых странах. Что, на ваш взгляд, мешает развитию малого бизнеса в России?
- В России все еще живет мнение, что начинать бизнес страшно и опасно, хотя нет ничего невозможного. Но сегодня инструментов для открытия и ведения бизнеса огромное множество. Надо просто грамотно суметь ими воспользоваться, перестать ворчать на государство и на окружающих и начать работать.
Беседовала Елена Донкина
kommersant.ru/doc/3088732