БФА Банк и РБК Петербург провели круглый стол «Практика реализации государственных контрактов в Петербурге: изменения на фоне кризиса».
Спикерами от БФА Банка выступили Заместитель Председателя Правления Светлана Струкова и Заместитель начальника операционного управления Алексей Тимофеев.
Сокращение платежеспособного спроса вынуждает все большее число компаний претендовать на выполнение государственных заказов. В результате относительно закрытая до последнего времени система госзаказа ощущает значительный приток новых игроков, не привыкших зачастую к работе в рамках жестких нормативных ограничений, включая финансовые. В таких условиях у государства, с одной стороны, появляется более широкий выбор исполнителей. С другой стороны, увеличиваются риски исполнения заключенных контрактов компаниями, которые не имеют достаточного опыта по конкретному типу работ.
Как минимизировать подобные риски и в то же время обеспечить доступ к системе госзаказа для добросовестных участников рынка? Какие механизмы позволят повысить вероятность выполнение контрактов в срок и с нужным качеством? Поиску ответов на эти вопросы и была посвящена дискуссия.
В начале обсуждения эксперты обменялись мнениями о текущей ситуации на рынке госзаказа и поделились прогнозами относительно его развития. Открыл дискуссию Представитель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Сергей Бухаров и привел несколько цифр. Что такое система госзаказа в Петербурге в 2016 году? По данным Сергея Бухарова, это более 2700 заказчиков, которые запланировали закупок на общую сумму 137,505 млрд рублей. Из них примерно 71,5 млрд рублей приходится на Комитет по госзаказу.
«С начала кризиса интерес к государственным деньгам возрос, - подтвердил тенденцию генеральный директор «Объединения строителей СПб» Алексей Белоусов. - Это логично, потому что коммерческий рынок подморозился и освободившиеся мощности часть компаний стремится задействовать в заказах, которые можно получить от государства». Однако, по словам Алексея Белоусова, государство задумывается об ограничении допуска к госзаказу недобросовестных участников рынка. «Минстрой России подготовил законопроект, в соответствии с которым ответственность по контрактам с госзаказчиками будет возложена на саморегулируемые организации, - уточнил он. - Предусмотрен компенсационный фонд ответственности по госконтрактам, взнос в который будет составлять от 1 до 25 млн рублей. Деньги будут храниться на спецсчетах в банках, и если контракт сорван, перечисляться напрямую в бюджет. В результате ответственность СРО возрастет, состав участников будет ограничиваться».
Одним из ключевых элементов снижения риска неисполнения госконтрактов, по замыслу законодателя, должно стать участие в цепочке банков. Финансовые структуры обязательно присутствует во взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем. По счетам банков проходят денежные средства, они же обеспечивают клиентов требуемыми по закону банковскими гарантиями. Дополнительным элементом контроля над расходованием средств может стать услуга банковского сопровождения контрактов.
«Мы стараемся комплексно подходить к обслуживанию исполнителей госзаказов, - рассказала Светлана Струкова. - Участие бизнеса в работе с госконтрактом начинается с тендера. Мы рекомендуем своим клиентам пакетное предложение: оценивая перспективы выдачи кредита для участия в нем, мы одновременно принимаем решение и по выдаче банковской гарантии на исполнение контракта. Услуга банковского сопровождения госконтрактов только начинает развиваться. Данный механизм позволит увеличить прозрачность исполнения госконтракта на этапе перечисления денежных средств. Понимая перспективу двойного контроля - банка и госзаказчика — недобросовестные компании могут отсеяться уже на этапе заключения договоров. Это в свою очередь, позволит сберечь бюджетные средства», - полагает она.
«Мы представляем комплекс услуг по банковскому сопровождению госконтрактов сянваря этого года, - дополнил Алексей Тимофеев. - В этом году стали предлагать более сложные сервисы с помощью приложения «Центр финансового контроля». Так, заказчик может акцептовать распоряжения, которые делает подрядчик и субподрядчики, вести бюджет по контракту с отслеживанием выборки бюджетных статей. Кроме того, могут быть использованы такие инструменты как выборочный акцепт (когда заказчик может определять критерии, по которым распоряжения поступают на его одобрение) и т.д
«Так или иначе, деваться некуда. Бизнесу нужен госзаказ для того, чтобы выживать. Заказчик хочет, чтобы контракты выполнялись вовремя и качественно. Нужно доводить существующий инструментарий до приемлемого», - резюмировала модератор дискуссии, руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром.
Подробнее
на сайте РБК