Банки. Новости. Финансы.
Трудно найти человека, который был бы абсолютно доволен своим кредитом. На этапе оформления займа кажется, что все идеально, что банк дает вам в долг практически даром и что отдать долг будет проще простого. В процессе же выясняются некоторые нюансы, которые оказываются достаточно значимыми, чтобы возмутиться и вступить с банком в спор. Все это происходит потому, что банковские договора составлены таким образом, чтобы показать заемщику только преимущества своего предложения, скрывая недостатки, порой несущественные, а порой и достаточно важные. Все знаю про пресловутые «звездочки» и самое важное «мелким шрифтом и в конце документа».
На деле обычно так и происходит, пусть и не так категорично. Конечно, самое важное банк указывает в начале договора. Такие вещи, как срок займа и процентная ставка, переплата по кредиту и даже расчет полной стоимости кредита (если об этом попросит сам заемщик), будет указанно в начале договора, как и общие положения и условия, на которых банк выдает займы. Помимо этого в договоре, как правило, есть ссылки на другие банковские документы, которые можно запросить в банке и ознакомиться с ними до подписания договора. Однако далеко не все заемщики делают это, думая, что больше ничего знать не надо. На самом же деле нужно знать абсолютно все условия, на которых вам дают заем.
То же самое касается и держателей депозитов. Ведь некоторые вещи, которые кажутся обычному человеку очевидными, в представлении юристов кредитной организации выглядят совсем иначе. Казалось бы, какая разница, как вы будете пополнять свой вклад – наличными или переводом из другого банка, где у вас хранятся деньги? Пусть даже за перевод и нужно будет заплатить, но своему банку, который и будет его осуществлять, но никак не принимающей кредитной организации, в которой вы хотите сделать вклад. На самом же деле за безналичное пополнение счета с вас возьмут комиссию. Вряд ли будет много желающих воспользоваться данной услугой, однако из тех, что найдутся, многих будет ждать неприятный сюрприз. Ведь данное условие, как это часто бывает, написано самым мелким шрифтом в самом конце, а консультанты в банке, если не спросить их прямо, никогда об этом не расскажут – не царское это дело.
С кредитами спорных ситуаций еще больше. Судиться с банком в вы вряд ли будете. Ведь разбирательство в суде может занять слишком много времени, сил и средств и в итоге окажется, что дело затевать вообще не стоило. К тому же далеко не все в принципе готовы обращаться в суд, предпочитая решить проблему с банком в досудебном порядке. Впрочем, сделать это самостоятельно вряд ли получится, ведь банк довольно сложная структура, где просто найти человека, принимающего подобные решения, будет проблематично. Прибавьте к этому тот факт, что особенно сильно вам никто помогать не захочет, ссылаясь то на свою загруженность, то на некомпетентность в данном вопросе. В общем, сплошные проблемы.
Но способ восстановить справедливость все-таки есть. Вам просто нужно обратиться за помощью к кредитному медиатору или, как их еще называют, финансовому омбудсмену. Медиатор или омбудсмен – это компетентный человек, который помогает улаживать спорные вопросы, внимательно изучая ситуацию, предлагая решения и проводя переговоры. В сущности, к услугам омбудсменов могут прибегать не только банковские заемщики, но и любые другие люди, столкнувшиеся со спорными ситуациями и не находящие из них выхода, вплоть до правительств отдельных стран. К тому же в случае со спорами между банками и заемщиками, к услугам кредитного медиатора может прибегнуть не только клиент, но и сам банк.
Слово омбудсмен пришло к нам из шведского языка. На Западе институт финансовых омбудсменов функционирует очень давно, в России же они только появляются. В 2010 году при Ассоциации Российских Банков был открыт общественный институт финансового омбудсмена. Нужно понимать, что финансовый омбудсмен – это не государственный чиновник и никаких особых полномочий у него нет. Строго говоря, это обычный человек, с юридическим или экономически образованием или тем и другим сразу. С большим опытом работы, известный в узких кругах и пользующийся определенным уважением и влиянием. Финансовый омбудсмен ни в коем случае не подменяет органы государственной власти и не дублирует их. Его решения носят рекомендательный характер и ни одной из сторон не обязательны к принятию. Кредитный медиатор должен постараться примирить спорящие стороны, предложив решение, которое устроит всех. Если же ему не удастся этого сделать, вы можете обратиться в суд и искать счастье там.
В регионах работают свои омбудсмены, которые назначаются из «Центра» по рекомендации местных банковских ассоциаций. Обратиться за помощью к омбудсмену можно как через Интернет, оставив заявку на сайте, так и придя непосредственно в офис. Кроме того, вы должны будете сразу же подать жалобу в банк, а также представить медиатору все документы, которые относятся к вашему делу. Как правило, вмешательство в дело омбудсмена очень эффективно. Дела не доходят до суда, а сторонам удается найти компромисс. При этом издержки на судебное разбирательство бывают, как правило, значительно выше. Само собой, услуги кредитного медиатора не бесплатны, они стоят денег.
Устная консультация стоит от 150 рублей, а письменная от 500 рублей. Все зависит от сложности вашего случая. Если же ваша проблема достаточно серьезна и нескольких консультаций будет недостаточно, вы можете приобрести «абонемент». Стоимость его будет равняться либо сумме ежемесячного платежа по спорному кредиту, но не менее 5 тысяч рублей. Приобретая такой «абонемент», вы получаете помощь омбудсмена, что называется, до победного конца или просто до конца – пока дело так или иначе не будет решено. Так же вы можете приобрести «абонемент» на 1 месяц. В таком случае услуга будет стоить 10% от ежемесячного платежа, но не менее 500 рублей. В общем-то, цены приемлемы, особенно учитывая тот факт, что экономия в некоторых случаях будет значительно выше.